Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бронетранспортер «Hanomag» («Ганомаг») Sd.Kfz.251



«»

Характеристики БТР «Hanomag» Sd.Kfz.251

Бронетранспортер «Hanomag» («Ганомаг») Sd.Kfz.251
Страна: Германия
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1939 г.
Длинна: 5,76 м 
Ширина: 2,15 м 
Высота: 2,25 м
Броня, лоб: 10 мм 
Броня, борт: 8 мм 
Броня, башня: Нет башни
Экипаж: 2 человека + 10 человек десант
Двигатель: карбюраторный Maybach HL 42TKRM мощностью 100 л.с.
Дальность хода: 275 км
Максимальная скорость: 50 км/ч
Масса:9,14 т
Вооружение:2×7,92-мм MG 34 (2010 патронов)

Идея создать совмещенное колесно-гусеничное шасси для грузовиков повышенной проходимости не только появилась ещё во время Первой Мировой войны, но даже была успешно воплощена «в металле» в российских бронеавтомобилях тип «Остин-Кенгресс» и «бронетракторах Гулькевича«.

История создания бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251

В 30-е годы пальму первенства в производстве машин на колесно-гусеничном ходу перехватила Германия. Наступательная стратегия войны требовала повышения мобильности полевой артиллерии, кроме того, колесно-гусеничное шасси могло использоваться и для вспомогательных боевых машин специального назначения, таких как БРЭМ и т.д.
Особо заманчивой была идея создания полугусеничного бронетранспортера — ведь в боевых условиях обычный грузовик вещь не слишком надежная — защиты пассажирам не обеспечивает, вооружения не имеет, да и проходимость машины оставляет желать лучшего.

Чертеж бронетранспортера "Hanomag" Sd.Kfz.251

Чертеж бронетранспортера «Hanomag» Sd.Kfz.251

Базой для проектирования первых германских полугусеничных бронетранспортеров стали легкие артиллерийские тягачи Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11. Последний из них поступил в производство в 1936 г., отличался дешевизной, высокими ходовыми качествами и простотой конструкции, став наиболее массовой колесно-гусеничной машиной вермахта, выпущенной в количестве 9028 единиц. Также он послужил основой для разработки спецмашин дезактивации, дегазации и химической разведки, и вообще, зарекомендовал себя очень хорошо.

В 1936 г. фирма «Ганомаг» в Ганновере приобрела у Hansa-Lloyd-Goliath, разработавшей Sd.Kfz.11, лицензию на производство бронетранспортера, новый корпус для которого подготовили в фирме Bussing-NAG. БТР, получивший обозначение Sd.Kfz.251 «Ганомаг» , предназначался для транспортировки мотопехотного отделения в составе 9 человек.

Эта надежная и во всех отношениях удачная машина прошла всю войну и была изготовлена громадной серией в 15252 машины 4-х модификаций (A, B, C, D), однако самой многочисленной была именно последняя.

Конструкция бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251

Моторное отделение находилось в передней части бронетранспортера, укрытое под бронированным капотом. Двигателем служил 6-цилиндровый дизель HL 42TKRM фирмы «Майбах» мощностью 100 л. с., четырехтактный, жидкостного охлаждения, с удельной мощностью около 12 л. с./т при 2800 об/мин, с объемом 4171 кубических сантиметров.

Передние дорожные колеса были безприводными. Гусеничный движитель состоял из шести литых сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами перекрестного расположения, с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее колесо переднего расположения. Гусеничная цепь — 55 мелкозвенчатых траков шириной 240 мм из марганцевой стали.



Бронекорпус образован наклонными стальными листами толщиной 6-15 мм, обеспечивающими защиту от пуль и легких осколков. Вплоть до версии Ausf D листы скреплялись заклепками, позднее использовалась сварка, а форма корпуса упрощалась.

Отделение управления располагалось за лобовой плитой с двумя смотровыми щелями, защищенными бронестеклом и опускаемыми щитками. Водитель сидел с левой стороны машины, командир — с правой. Боевое отделение, открытое сверху, вмещало две скамьи вдоль бортов для десанта, доступ в него осуществлялся через дверь в кормовом листе. Во время непогоды корпус мог укрываться брезентом.

Первый пулемет монтировался на крыше отделения управления (начиная c Ausf B он прикрывался стальным щитком), второй — на шкворне в корме, полный боекомплект — 2010 патронов. Оба MG34 обслуживались перевозимыми пехотинцами. Амбразур в бортах не было.

Модификации и дальнейшее развитие Sd.Kfz.251 «Ганомаг»

Sd.Kfz.251/1. Базовая модель «Ганомага» модификаций A,B,C,D.

Sd.Kfz.251/2 — самоходный миномет. В отделении десанта устанавливался 80-мм миномет Schwere GranatenWerfer 34, и боеукладка  из 66 мин. Один пулемет MG34 оставался как дополнительное вооружение ближнего боя. Экипаж увеличен до 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 Funkpanzerwagen — машина связи и мобильный командный пункт. Существовал в четырех вариантах (для танковых подразделений, для связи с авиацией, командирская машина в мотопехотных частях (в двух разновидностях)). Обыкновенно использовались двухметровые штыревые антенны, иногда рамочные и мачтовые. Экипаж увеличивался на 5 человек, пулеметы не убирались.

Sd.Kfz.251/4 Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 — артиллерийский тягач для буксировки противотанковых и пехотных орудий, легких гаубиц. Большой плюс машины — в отделении десанта находился расчет и боекомплект.

Sd.Kfz.251/5 Pionierpanzerwagen — БТР для перевозки саперов вместе с оборудованием. Вооружался двумя MG 34 с увеличенным боезапасом. К 1943 году был сменен в производстве Sd.Kfz.251/7, уцелевшие машины прошли модернизацию. Экипаж — 9 человек.

Sd.Kfz.251/6 Kommandopanzerwagen — командирский БТР. В основном эти модель производилась путем переоборудования раннего варианта (Ausf A) «Ганомага». Оснащалась рамочной антенной и радиостанциями FuG-11 и FuG-Tr, позднее FuG-19 и FuG-12. Вспомогательное вооружение состояло из одного пулемета.

Sd.Kfz.251/7 Pionierpanzerwagen — модернизированный вариант Sd.Kfz.251/5, оснащенный двумя штурмовыми мостиками, уложенными на внешних сторонах бортов корпуса. Экипаж 8 человек. Два пулемета MG34 либо MG43 сохранялись, альтернатива — противотанковое ружье PanzerBusche 39 (на некоторых машинах). В боевом отделении помещалось саперное снаряжение, инструмент, мины, ручное оружие.

Sd.Kfz.251/8 Krankenpanzerwagen — санитарный бронетранспортер. Вооружения не было, а боевое отделение переоборудовалось для перевозки раненых и включало две лежанки и скамьи на 6 легкораненных. Экипаж включал санитаров.

Sd.Kfz.251/9 Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 — машина огневой поддержки, предназначенная для разрушения полевых укреплений, борьбы с пехотой, легкобронированными целями и танками. Вооружение: 75-мм короткоствольная пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра, позднее замененная на К51. Орудие устанавливалось либо в лобовом листе, либо над отделением управления за дополнительными бронелистами. На корме оставался пулемет. Сами немцы называли машину «Stummel» (окурок), что свидетельствовало, кроме всего, и о скромных боевых качествах этой импровизированной САУ.

Sd.Kfz.251/10 Schutzenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 — боевая машина командиров мотопехотных взводов. Экипаж 5 человек. На крыше отделения управления ставилась легкая противотанковая пушка PaK 35/36 с боезапасом в 168 снарядов с левой стороны десантного отделения, на корме — пулемет MG или PzB39. Во второй половине войны все оставшиеся машины этого типа переоборудовали в Sd.Kfz.251/9 «Штуммели».

Sd.Kfz.251/11 Femsprechpanzerwagen — кабелепрокладчик телефонной связи. Экипаж 5 человек, вооружался одним-двумя пулеметами.

Тот самый "окурок" (Stummel)

Тот самый «окурок» (Stummel)

Sd.Kfz.251/12 Messtrupp und Geraetpanzerwagen — машина корректировки артиллерийского огня и передвижной наблюдательный пункт. Оснащался рамочной антенной, обслуживался экипажем из 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 Schallaufnahmepanzerwagen — машина акустической разведки и контрбатарейной борьбы, предназначенная для выявления позиций артиллерии противника. Выпускался малыми сериями.

Sd.Kfz.251/14 Schallauswertepanzerwagen — усовершенствованный вариант Sd.Kfz.251/13. Малосерийная разработка, подробности боевого применения неизвестны.

Sd.Kfz.251/15 Lichtauswertepanzerwagen — мобильная осветительная установка. Оснащалась прожектором видимого излучения и осветительными ракетами.

Sd.Kfz.251/16 Flammpanzerwagen — самоходный огнемет. Помимо двух стандартных пулеметов, вооружался двумя 7-мм (ранние заводские партии) или 14-мм (поздние выпуски) огнеметами на шкворнях в центре боевого отделения (каждый огнемет имел 90-градусный сектор обстрела) с 700-литровым запасом горючего. Машина была неудачной — слабое бронирование сочеталось в ней с малой емкостью баков с горючей смесью.

Sd.Kfz.251/17 Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 — зенитная САУ на базе «Ганомага». Орудие — 20-мм 2 cm Flak 38 с длиной ствола 55 калибров. Боекомплект — 600 снарядов. Борта корпуса откидные, сектор обстрела круговой. Использовались для защиты аэродромов, иногда сопровождали колонны на марше

Sd.Kfz.251/18 Beobachtungspanzerwagen — машина связи и наблюдения. В комплект заводской поставки входила радиостанция FuG 8. Выпускался ограниченно.

Sd.Kfz.251/19 Femsprechbetriebspanzerwagen — мобильная телефонная станция и кабелепрокладчик, модернизированный аналог Sd.Kfz.251/11. Производился малыми партиями.

Sd.Kfz.251/20 Schutzenpanzerwagen — Infrarotscheinwerfer — передвижная осветительная установка (прожектор инфракрасного света), предназначенная для взаимодействия с танками PzKpfw V Ausf G, оснащенными приборами ночного видения. Экипаж 4 человека. Был задействован в боях у оз. Балатон зимой 1944-1945 гг. Неофициальное название Sd.Kfz.251/20 — «Uhu» (сова).

Sd.Kfz.251/21 mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 — средство ПВО ближнего действия или огневой поддержки пехоты оснащенное 15-мм пулеметом MG 151/15 либо 20-мм автопушкой MG 151/20 в специальном низкопрофильном лафете кругового вращения. Боезапас 3000 выстрелов, причем в него входили в том числе и бронебойные снаряды. Производились в основном на шасси Sd.Kfz.251 Ausf A-C со 2-й половины 1944 года числом около 400 единиц.

Sd.Kfz.251/22 Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 — легкий истребитель танков, вооруженный 75-мм противотанковым орудием Pak 40 с длиной ствола 46 калибров и двухкамерным дульным тормозом. Пушка с ограниченным углом горизонтального наведения устанавливалась в десантном отделении, сразу же за местами экипажа машины, ее обслуживал расчет из 4 человек. В корме размещалась боеукладка — 22 снаряда. Производимые в самом конце войны это был ещё не жест отчаяния, но уже явное стремление выжать из техники максимум. Малый боезапас, слабая броня, большой вес, все это делало машину не слишком эффективной в бою.

Бронетранспортер "Hanomag" Sd.Kfz.251 с 37-мм пушкой

Бронетранспортер «Hanomag» Sd.Kfz.251 с 37-мм пушкой

Sd.Kfz.251/23 Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 — разведывательная бронемашина, последняя модификация Sd.Kfz.251. В крыше боевого отделения монтировалась башня легкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и 7,92-мм пулеметом, позднее смененная шестигранной башней Hangelafette 38 тяжелого четырехосного бронеавтомобиля Sd.Kfz.232. Боезапас — 100 снарядов, экипаж 4 человека.

Schutzenpanzerwagen Sd.Kfz.251/1. Реактивная система залпового огня с 6 реактивными минами калибров 280 и 320 мм, закрепленными в пусковых контейнерах на бортах корпуса — по три на каждый борт. Малая длина направляющих и неудачное устройство немецких реактивных мин обусловили в два раза меньшую дальность стрельбы (2000 м) по сравнению с советской БМ-13, и очень низкую точность, зато более высокую проходимость. Машина была не очень удачной и выпускалась крайне ограниченно.

Боевое применение Sd.Kfz.251 «Ганомаг»

Конечно «Ганомаг» был не идеален — машина была довольно слабо защищенной, да и подвижность оставляла желать лучшего. С середины войны, несмотря на модернизации, БТР уже явно исчерпал свой предел возможностей и использовалась только потому, что другого не было. Тем не менее, сама концепция машины была удачной, и даже во многом опередившей время, в первую очередь из-за своей универсальности и огромного количества спецмашин созданных на шасси «Ганомага».

Танковая дивизия должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd. Kfz-251/1, 24 Sd. Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd. Kfc.251/6, 12 зенитных Sd. Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd. Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd. Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии — Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd. Kfz.251 после перевооружения применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После Второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd. Kfz.251/1 Ausf. D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.


Источник: по информации из открытых источников сети интернет