Содержание
История создания палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Разработка палубного бомбардировщика и разведчика под шифром XBT-2 началась на филиале фирмы «Нортроп» в Эль Сегундо (США) под руководством конструктора Э.Хейнемана в ноябре 1936 года. По существу, это была глубокая модернизация более ранней модели бомбардировщика BT-1, также разработанного фирмой «Нортроп», в котором заказчика не устраивали скорость, громоздкие обтекатели под крылом и сложный в эксплуатации двигатель.
Для XBT-2 заново сконструировали центроплан крыла, позволивший оснастить самолет полностью убирающимся шасси, а также изменили форму хвостового оперения. На этом работа не кончилась — новый двигатель Райт R1820-G113 «Циклон» имел совершенно другие габариты и крепление, так что следом за крыльями и хвостом, пришлось полностью переделать и носовую части фюзеляжа.
Первый прототип XBT-2 впервые поднялся в небо 22 апреля 1938 года. Лётные испытания выявили ряд недоработок конструкции, которые нужно было устранить. В феврале 1939 года прототип отправили для продувки в натурной аэродинамической трубе в Ленгли. Специалисты NASA в течение года тщательно обследовали обтекание и выработали необходимые рекомендации по его улучшению.
Из-за неудач и затянувшихся испытаний, «Нортроп» испытывала к этому времени серьезные финансовые затруднения. По этой причине её филиал в Эль Сегундо вместе с находившимися в разработке самолётами был продан фирме «Дуглас». Новые хозяева присвоили самолёту XBT-2 обозначение XSBD-1 и… как не странно, дела у бомбардировщика-«долгостроя» тут же пошли в гору.
Уже в 1939 году началось серийное производство этого самолета под обозначением SBD (Scout Bomber Duglas), а в июне 1940 года он был, наконец, принят на вооружение ВМС США, и в конце 1941 года самолёты SBD начали поступать в авиагруппы авианосцев «Энтерпрайз» и «Лексингтон».
1 октября 1941 года бомбардировщик SBD, по американской традиции, получил и боевое имя: «Донтлесс» («Бесстрашный») и армейское обозначение A-24 «Бэнши».
Всего изготовлено 5936 самолётов «Донтлесс» всех модификаций. Кроме США поставлялся ВВС «Свободной Франции», Великобритании, Новой Зеландии, Мексики.
Был снят с вооружения ВМС США летом 1944 года, но некоторые самолёты продолжали эксплуатироваться и после войны. Французские SBD-5 применялись в 1947-1948 годах в войне в Индокитае.
Конструкция палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Палубный бомбардировщик SBD «Донтлесс» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, с работающей обшивкой. При этом рулевые поверхности хвоста самолета обтянуты полотняной обшивкой.
Крыло самолета имело многокамерную безлонжеронную конструкцию, вдоль всей задней кромки крыла располагались тормозные щитки. Шасси убирающееся, трёхопороное, с хвостовым колесом. Стойка хвостового колеса закрыта обтекателем. Силовая установка состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт «Циклон» с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага, на ранних модификациях втулка винта была закрыта небольшим коком.
Кабина экипажа закрыта общим фонарём, сиденье пилота имело бронеспинку. В состав оборудования кабины входил компас морского образца, на случай вынужденной посадки на воду имелся надувной плот и запас продуктов.
Оборонительное вооружение состояло из 7,62-мм пулемёта стрелка и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов (позже 12,7-мм «Кольт-Браунинг») в носовой части фюзеляжа. Бомбовая нагрузка состояла из 454-кг бомбы под фюзеляжем и 2 45-мм бомб под крылом (на SBD-5 соответственно 726 и 147 кг).
Основные модификации бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
-
- XSBD-1 (XBT-2) — прототип. Первый полёт 22 апреля 1938 года.
- A-24 — сухопутный вариант SBD-3, без посадочного гака. В 1942 году изготовлено 168 самолётов. 90 из них под обозначением SBD-3A использовалось ВМС США с наземных баз.
- A-24A (F-24A) — сухопутный вариант SBD-4. В 1942 году изготовлено 170 самолётов.
- A-24B (F-24B) — сухопутный вариант SBD-5. В 1943 году изготовлено 665 самолётов. 60 из них под обозначением SBD-5A использовалось ВМС США с наземных баз.
- DF-24B — радиоуправляемая мишень.
- QF-24A — самолёт-мишень.
- SBD-1 — бомбардировщик для морской пехоты с двигателем R1820-G113 мощностью 1000 л.с. Изготовлено 57 самолётов.
- SBD-1P — разведчик с измененным составом оборудования.
- SBD-2 — палубный бомбардировщик с двигателем R1820-32, 1 курсовым пулемётом, увеличенным запасом топлива, посадочным гаком в хвостовой части. В 1939 году изготовлено 87 самолётов.
- SBD-2P — разведчик.
- SBD-3 — доработанный, с протектированными топливными баками, спаренным пулемётом стрелка, бронированным лобовым стеклом, 12,7-мм курсовыми пулемётами, обшивкой из алькледа (алюминиевый сплав повышенной коррозийной стойкости). С сентября 1941 года изготовлено 584 самолёта.
- SBD-3P — разведчик.
- SBD-4 — с двигателем R1820-52 мощностью 1000 л.с., 24-вольтовой системой электропитания, составом оборудования. В 1942 году изготовлено 778 самолётов.
- SBD-4P — разведчик. Переоборудовано 16 самолётов.
- SBD-5 — с двигателем R1820-60 мощностью 1200 л.с. В 1943 году изготовлено 2964 самолётов.
- SBD-6 — с двигателем R1820-66 мощностью 1350 л.с., увеличенным запасом топлива. В 1943 году изготовлен 451 самолёт. Большинство на авианосцы не попало и в боях участия не принимало.
Характеристики палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Страна: | США |
Тип: | Палубный бомбардировщик |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 1х R1820-66 (радиальный), мощностью 1350 л.с. |
Максимальная скорость: | 410 км/ч (крейсерская: 298 км/ч) |
Практический потолок: | 7,7 км |
Дальность полета: | 1250 км (практическая) |
Масса пустого: | 2,97 тонн |
Максимальная взлетная масса: | 4,32 тонн |
Размах крыльев: | 12,65 м |
Длина: | 10,08 м |
Высота: | 4,14 м |
Площадь крыла: | 30,19 кв.м. |
Вооружение: |
|
Характеристики приведены для модели бомбардировщика SBD-6 (последней модели)
Боевая эксплуатация палубного бомбардировщика Дуглас SBD «Донтлесс» (A-24)
Бомбардировщик SBD «Донтлесс» считается самым удачным палубным пикирующим бомбардировщиком США времен Второй мировой войны. Он был удачен как по своим достижениям, так и по продолжительности службы. Хорошая аэродинамика и высокая прочность конструкции позволяли выполнять на нём фигуры высшего пилотажа (без бомбовой нагрузки, естественно) и вести манёвренный воздушный бой. Это качество было особенно важным, когда приходилось выполнять задания без истребительного прикрытия, а то и выступать в качестве истребителя.
Начало войны на Тихом океане застало самолёты SBD в воздухе при подлёте к Гавайским островам, когда группу из 18 SBD-2 внезапно атаковали японские истребители «Зеро» и сбили 7 из них, но и сами потеряли двоих. Позже SBD применялся американцами при отражении высадки японского десанта на Новую Гвинею, в битвах в Коралловом море, за Мидуэй, за Гуадалканал, у Марианских островов. В Атлантике они участвовали в высадке в Северной Африке, применялись при эскортах авианосцев в качестве противолодочных.
Во время войны самолёты «Донтлесс» самостоятельно или совместно с другими торпедоносцами потопили 6 авианосцев, 3 крейсера, 4 эсминца и 1 подводную лодку.
В характеристиках указано что самолёт японский!!
спасибо, исправлено
И тип истребитель-перехватчик