[snip text=»Краткая справка: Советский истребитель И-250 (МиГ-13) — самолет с совмещенным поршневым и реактивным двигателем. Чертежи, характеристики, модификации, боевое применение самолета»]
Содержание
История создания истребителя И-250 (МиГ-13)
К 1944 году стало уже определенно ясно — существующие модели поршневых самолетов, это фактически предел того, на что способна авиация на данном этапе развития. К тому же, уже серийно выпускались германские реактивные истребители Me-262 и He-162, были успешно испытаны советские БИ-1/БИ-2, достигшие впечатляющих результатов по скоростным и маневровым характеристикам. В общем несомненно было одно — будущее за реактивной авиацией.
В начале 1944 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о создании реактивных самолетов. К их разработке приступили сразу несколько конструкторских бюро.
А.С Яковлев, С.А. Лавочкин и П.О. Сухой взяли за основу свои лучшие серийные (поршневые) самолеты Як-3, Ла-7 и Су-6, установив на них дополнительно жидкостно-реактивный двигатель. Испытания показали, что прирост скорости с включенным реактивным двигателем хотя и был, но все же был слишком кратковременен и незначителен. В то же время при отключенном вспомогательном двигателе, были отмечены ухудшения летных качеств истребителей, а также значительно возросший процент аварий.
М.И. Гуревич пошел совершенно по другому пути — вместо того, чтоб пытаться скрестить «ужа и ужа», то есть поставить реактивный двигатель на самолет, на котором изначально даже не планировалось внедрять такое новшество, он начал разработку совершенно нового истребителя, получившего обозначение И-250 (изделие «Н»). Ведущим инженером самолета был А. А. Андреев.
Опытный экземпляр истребителя И-250 был построен в феврале 1945 г., а испытания опытного образца истребителя И-250 проводились в марте-мае 1945 г. Машину проверяли на различных высотах и режимах работы силовой установки, с включением и без включения реактивной тяги. В ходе одного из полетов с работающим реактивным двигателем, истребитель на высоте 7800 м развил скорость 825 км/ч. Без включения дополнительного двигателя скорость на этой же высоте не превышала 677 км/ч. В мае 1945 г при выполнении очередного испытательного полета на малой высоте и большой скорости произошла авария — от перегрузок разрушился стабилизатор. Летчик-испытатель А.П. Деев погиб.
Тем не менее, в ходе испытаний расчетные данные конструкторов в основном были подтверждены, комбинированная силовая установка работала безотказно. Доводка и летная эксплуатация позволили накопить опыт, оказавшийся весьма полезным при последующем освоении турбореактивных двигателей. Однако был выявлен и ряд недостатков. Их устранение и модернизация самолета требовали времени. Поэтому небольшая партия серийных машин была выпущена только после окончания войны. Всего было построено (включая 2 прототипа) 28 истребителей И-250.
Самолеты И-250 (изделие «Н») серийной постройки получили обозначение МиГ-13, став, таким образом, первым реактивным самолетом ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Они применялись в авиации Северного и Балтийского флотов до 1950 г. и были сняты с вооружения в связи с появлением в строевых частях реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15 с турбореактивными двигателями.
Конструкция истребителя И-250 (МиГ-13)
Истребитель И-250 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете шасси. Топливная система состояла из трех мягких протестированных баков: один 420-литровый бак располагался в фюзеляже перед кабиной, а два 100-литровых находились в центроплане.
Самолет стал интересным «переходным вариантом» в истории авиации. И-250 уже не был чисто поршневым истребителем, однако и жидкостного реактивного двигателя (ЖРД) похожего на те, что ставились на «яки» и «лавочкины», у него тоже не было.
Вместо этого, была применена оригинальная конструкция: комбинированный поршневой/воздушно-реактивный двигатель конструкции ЦИАМ. Основной двигатель (ВК-107А, мощностью 1650 л.с.) приводил в движение тянущий винт — в этом И-250 ни чем не отличался от другие советских машин того же периода. Однако двигатель был оснащен отводным валом ведущим на компрессорный воздушно-реактивный двигатель (ВРДК).
Этот двигатель располагался в тоннеле, расположенном по всей длине фюзеляжа, начиная с воздухозаборника и заканчивая хвостовым соплом. Поступавший набегающим потоком воздух, после сжатия в компрессоре, охлаждался с помощью водорадиатора и оказывался в камере сгорания. В передней части она имела блок форсуночных камер впрыска и смешивания топлива. Газовый канал замыкался выходным соплом с регулирующимися створками (конструкторы именовали этот агрегат «топкой»). Компрессор ВРДК, кроме того, использовался для наддува поршневого мотора, что увеличивало его высотность.
Мощность, развиваемая мотором ВК-107 при взлете и во время полета без применения ВРДК, целиком передавалась на винт, а компрессор вращался как бы на холостом ходу. Для сокращения разбега при взлете и увеличения скорости полета до максимальной включался привод компрессора, и в камеру сгорания попадало топливо. Топливом для основного мотора, и для ВРДК служил бензин. Суммарная мощность обоих двигателей достигала 2800 л.с.
Вооружение истребителя И-250 состояло из трех 20-мм пушек Б-20 с боезапасом по 160 снарядов. Одна из них находилась в развале цилиндров мотора, две синхронные пушки располагались симметрично по бокам двигателя.
Бронирование самолета состояло из бронеспинки и бронестекла спереди и сзади места пилота.
Характеристики И-250 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1945 г |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х ВК-107А мощностью 1650 л.с. + 1х ВРДК мощностью 2800 л.с. |
Максимальная скорость: | 825 км/ч |
Практический потолок: | 11900 м |
Дальность полета: | 1818 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 3931 кг |
Размах крыльев: | 9,5 м |
Длина: | 8,18 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 3х 20-мм пушки Б-20 |
Характеристики приведены для модификации И-250
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет