Сайт рекомендован для аудитории 16+

Истребитель Як-3



«Краткая»

Истребитель Як-3.

Истребитель Як-3.

История создания истребителя Як-3

В конце лета 1942 года ОКБ А.С.Яковлева приступило к созданию нового истребителя Як-3, взяв за основу опытный Як-1 «Москит», значительно отличавшийся от базовой модели. Если Як-1 считался «легким истребителем», то Як-3 должен был стать истребителем завоевания господства в воздухе.
Так как более мощного двигателя в производстве на тот момент не было, единственным способом улучшения характеристик самолета было уменьшение веса и придание ему более совершенных аэродинамических форм. Основные изменения коснулись конструкции крыла: оно было существенно меньше (правда, меньше стал и запас топлива) и стало разьёмным (аналогично крылу Як-9). Уменьшить лобовое сопротивление удалось и переместив маслорадиатор с носа самолета в центроплан.
28 февраля 1943 года прототип будущего Як-3, Як-1М поднялся в небо. Скорость у земли увеличилась на 40 км/ч, а на высоте — на 60 км/ч по сравнению с серийным Як-1. В сентябре был изготовлен второй прототип, отличавшийся форсированным по наддуву двигателем.
26 октября 1943 года, после новой серии испытаний, истребитель получил уже собственное имя — Як-3 и был рекомендован к производству. Организовано оно было на том же заводе №292 в г. Саратов, и первый серийный Як-3 вышел из его цехов 1 марта 1944 года. В апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31, одновременно с этим самолёт был принят на вооружение ВВС. После завершения летных испытаний летом 1944 года, Як-3 стал поступать на вооружение и заменять Як-1.
Чертеж истребителя Як-3

Чертеж истребителя Як-3

Всего в 1944-1946 годах было изготовлено 4848 истребителей Як-3 всех модификаций.

Конструкция истребителя Як-3

Конструкция фюзеляжа Як-3 в целом повторяла Як-1 — это был тот же свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Его крыло имело дюралевые лонжероны, деревянные нервюры и фанерную обшивку. Фюзеляж имел ферменный каркас из стальных труб, дюралевую обшивку носовой части, фанерную средней и полотняную в хвостовой. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом, кабина пилота закрыта каплевидным фонарём, обеспечивающим лучший обзор, по сравнению с кабиной Як-1.

Интересно, что Як-3 выпускался и таким, как исходный истребитель был задуман ещё до войны — цельнометаллическим. Однако было это уже после того, как Великая война завершилась.

Характеристики Як-3

Истребитель Як-3
Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1943 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: ВК-105ПФ2, 1240 л.с.
Максимальная скорость: 640 км/ч
Практический потолок: 10,4 км
Дальность полета: 850 км
Масса пустого: 2128 кг
Максимальная взлетная масса: 2697 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 9,2 м
Длина: 8,48 м
Высота: 2,9 м
Площадь крыла: 14,85 кв. м.
Вооружение:1× 20-мм пушка ШВАК, 2× 12,7-мм пулемета УБС

Модификации истребителя Як-3

  • Як-1 «Москит» (Як-1М) — прототип Як-3 с двигателем М-105ПФ. В 1943 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 28 февраля 1943 года.
  • Як-3 — серийный истребитель с двигателем ВК-105ПФ2. Первый полёт 8 марта 1944 года.
  • Як-3 ВК-107А — послевоенный вариант Як-3 с двигателем ВК-107А и цельнометаллической конструкцией. В 1945-1946 годах изготовлено 48 самолётов.
  • Як-3 ВК-108 — опытный образец с двигателем ВК-108, достигший скорости 754 км/ч. Изготовлен в сентябре 1944 года.
  • Як-3П — пушечный. Вооружение состояло из мотор-пушки Б-20М и 2 синхронных Б-20С. Выпускался в Саратове и Тбилиси с весны 1945 по лето 1946 года.
  • Як-3ПД — опытный высотный перехватчик с двигателем М-105ПВ. 26 июля 1945 года на высоте 11000 м достигнута скорость 710 км/ч, а 6 июля достигнута высота 13300 м.
  • Як-3РД (Як-3Р) — опытный с вспомогательным жидкостным реактивным двигателем РД-1 в хвостовой части фюзеляжа. Изготовлен в 1944 году.
  • Як-3Т — опытный истребитель с 37-мм мотор-пушкой НС-37 и 2 синхронными 20-мм пушками Б-20С. Изготовлен в мае 1945 года.
  • Як-3У — опытный с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН. Изготовлен весной 1945 года на заводе №153 в Новосибирске. Прошёл испытания, но из-за окончания войны в серию не передавался.
  • Як-3УТИ — опытный учебно-тренировочный, прототип Як-11. Отличался двухместной кабиной, двигателем воздушного охлаждения АШ-21 с винтом ВИШ-111В-20, крылом увеличенного размаха. Вооружение состояло из 1 пулемёта УБС и до 100 кг бомб.
  • Як-РД-10 — прототип Як-15 с турбореактивным двигателем РД-10 тягой 900 кгс, расположенным в носовой части под фюзеляжем. Изготовлен летом 1946 года.
Истребитель Як-3.

Истребитель Як-3.

Боевое применение и эксплуатация истребителя Як-3

В войсках Як-3 пользовался уважением — этот легкий и маневренный истребитель (кстати, самый легкий истребитель своего времени) ни в чем не уступал самым современным модификациям германских Bf-109 и Fw-190 на любых высотах, и превосходил по горизонтальной маневренности и скорости набора высоты.
В боевых условиях истребитель был впервые во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года, затем принял участие во всех операциях заключительного этапа войны и оставался на вооружении вплоть до появления серийных реактивных истребителей. Кроме советских лётчиков на Як-3 в годы войны воевали французы из полка «Нормандия».

Также, после войны, Як-3 поставлялся в Югославию, где в конце 40-х на его базе был создан истребитель S-49 и учебный самолёт «тип 213».


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «История конструкций самолётов в СССР. 1938-1950 гг.», Шавров В.Б.