Сайт рекомендован для аудитории 16+

Штурмовик Су-6 (СССР)



«Краткая справка: штурмовой самолет Су-8 конструкции П.О. Сухого - несостоявшаяся замена для Ил-2. История создания, конструкция и боевой применение самолета.»

Штурмовик Су-6 с двигателем АМ-42

Штурмовик Су-6 с двигателем АМ-42

 

В 1940 году, после завершения работ над истребителем Су-1, коллектив ОКБ под руководством Павла Осиповича Сухого приступил к проектированию нового самолета, которым стал бронированный штурмовик Су-6.

Два первых самолета были построены в 1941 году и в начале 1942 года переданы на испытания. Оба прототипа были одноместными бронированными низкопланами смешанной конструкции с двигателем воздушного охлаждения М-71. Крыло, центроплан, оперение и каркас рулей и элеронов – металлические. Задняя часть фюзеляжа – деревянная с фанерной обшивкой. Кабина летчика и бензобаки защищались броней от осколков и пуль стрелкового оружия, в том числе крупнокалиберных пулеметов. Стенки бронекоробки являлись бортами и дном фюзеляжа. Звездообразный двигатель не бронировался.

Штурмовик Су-6 с двигателем М-71

Штурмовик Су-6 с двигателем М-71

Стрелково-пушечное вооружение штурмовика Су-6 состояло из четырех 7,62-мм пулеметов ШКАС, двух 23-мм пушек ВЯ и было размещено в консолях крыла вне плоскости винта. Бомбы общим весом до 400 кг самолет нес во внутренних отсеках. При этом бомбы небольшого веса укладывались в отсеках без прикрепления к бомбодержателям, что значительно ускоряло подготовку к вылету. На внешней подвеске, под крылом, самолет нес 10 реактивных снарядов РС-132.

В ходе летных испытаний с подвешенными РС-132 штурмовик Су-6 показал скорость 496 км/ч, без них – 510 км/ч. Большая скорость, чем у Ил-2, была достигнута в основном благодаря использованию мощного двигателя М-71, меньшим полетному весу и размерам.

Штурмовик Су-6 с двигателем М-71

Штурмовик Су-6 (М-71) с подвешенными реактивными снарядами

В 1942 году, на основе опыта использования одноместного штурмовика Ил-2 был разработан и построен двухместный вариант самолета с двигателем М-71Ф (на 2200 л.с.), получивший обозначение Су-6(2А). По схеме и конструкции он мало отличался от одноместного. Изменился состав вооружения ,а благодаря рациональному подбору толщины брони, ее вес был на 1/3 меньше, чем у Ил-2. При меньшем взлетном весе, по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности полета Су-6 с М-71Ф значительно превосходил  штурмовик Ил-2.



Вдобавок, двухместный Су-6 обладал хорошей устойчивостью, был прост в управлении, отличался исключительными летными качествами — в ходе пробных воздушных боев на высоте 6000 м он вполне был способен справится с истребителем типа Як-3.

Характеристики Су-6

Штурмовик Су-6 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Штурмовик
Год выпуска: 1943 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х М-71Ф, 2200 л.с.
Максимальная скорость: 514 км/ч
Практический потолок: 8100 м
Дальность полета: 971 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 5534 кг
Размах крыльев: 13,58 м
Длина: 9,24 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:2х 37-мм противотанковые пушки 11-П-37, 1х 12,7-мм пулемет УБТ, 2х 7,62-мм пулемета ШКАС - 2. До 600 кг бомбовой нагрузки.

Характеристики приведены для исходного варианта штурмовика Су-6 с двигателем М-71

За создание штурмовика Су-6 П.О. Сухому в 1943 году была присуждена Государственная премия I степени, а самолет был рекомендован к производству. Однако наладить массовый выпуск двигателя М-71Ф не удалось, и в начале 1944 года один из опытных штурмовиков переоборудовали под двигатель водяного охлаждения АМ-42 (2000 л.с.) с четырехлопастным винтом изменяемого шага.

Мотор закрыли бронированным капотом, который вместе с кабинами летчика и стрелка образовал броневой корпус. Под двигателем был размещен подковообразный водовоздушный радиатор. В связи с увеличением веса (из-за установки более тяжелого мотора и его брони) крыло сделали цельнометаллическим, увеличенной площади. Пушки заменили на более легкие 23-мм ВЯ, а бомбовая нагрузка теперь составляла 600 кг.

Су-6 с двигателем АМ-42

Штурмовик Су-6 (АМ-42) здорово напоминает «конкурента» Ил-2

Однако к этому времени в производство уже был запущен новый штурмовик Ил-10, а перед ним Су-6 решительных преимуществ уже не имел.

ОКБ Сухого продолжило развитие самолета и перепроектировало его в тяжелый вариант: штурмовик Су-8, а также не бронированный истребитель-перехватчик Су-7 с вооружением из 3-х 20-мм пушек. Несмотря на бесспорно отличные летные качества этих машин (Су-7 был оснащен дополнительным жидкостно-реактивным двигателем, позволяющих разгоняться до 680 км/ч!), война уже близилась к концу, и в серию они так и не пошли.


Источник: компиляция по книге «Самолеты СССР Второй мировой войны», В.Е.Юденок.