Содержание
В 1938 году фирма «Мессершмит А.Г.» приступила к созданию чрезвычайно амбициозного проекта, известного как «проект 1065», представляющий собой первый в мире цельнометаллический реактивный истребитель-перехватчик Me-262.
7 июня 1939 года проект будущего Me-262 был представлен Техническому департаменту министерства авиации Германии. Первоначально предполагалось оснастить его двумя турбореактивными двигателями P-3302 (BMW.003) расположенными у основания крыла. Однако на BMW со сдачей двигателя не торопились, к тому же выяснилось, что будущая новинка в силу ряда обстоятельств будет больше в диаметре и на свое место просто «не влезет».
Проект Me-262 претерпел существенные изменения — самолёт стал больше по размеру, двигатели переместились под крыло, примерно на четверти размаха, фюзеляж изменил сечение на треугольное. 15 мая 1940 года изменения были одобрены техническим департаментом, однако BMW по-прежнему не успевало в срок, и первый прототип Me-262V1 поднялся в воздух только через год — 18 апреля 1941 года.
Первый прототип Me-262 с поршневым двигателем. Как видите в таком виде, ничем особо не отличается от других «немцев»
В качестве силовой установки нового истребителя стоял… поршневой двигатель Jumo-210G. Только в октябре 1941 года BMW поставило пару «штатных» двигателей BMW-003, которые установили на тот же прототип Me-262V1. Первый полет (25.03.42 г.) едва не закончился катастрофой — левый двигатель рассыпался на куски и если бы не сохраненный (вот она — предусмотрительность) поршневой «юмо», Me-262 скорее всего уже никуда бы не полетел.
Доводка двигателя затянулась ещё на год — модернизированный BMW-003A закончил испытания (на переоборудованном Ju-88A) в октябре 1943 года, однако к этому времени от него уже успели отказаться в пользу двигателей Jumo-004.
Тем временем вовсю шла адаптация Me-262 под альтернативный вариант — двигатели Jumo-004. 18 июля 1942 года поднялся в воздух прототип Me-262V3, 22 апреля 1943 года взлетел Me-262V4.
В целом, машина была уже доведена до некоторой степени совершенства и вполне могла быть запущена в серийное производство. Однако руководство Германии на самом высоком уровне к новому самолету относилось с настороженностью.
Впервые о серийном производство Me-262 заговорили уже накануне 1944 года, планируя по «Программе 223», к маю 1944 года довести выпуск реактивного истребителя до 60 машин в месяц. Несмотря на то, что вскоре этой программе был присвоен наивысший приоритет, запуск в серию принципиально нового истребителя, да ещё и в условиях военного времени, оказался задачей не тривиальной.
В план уложиться не удалось — предсерийная партия Me-262 получила свои двигатели только в мае 1944 года, и лишь с июня того же года, когда многострадальный «юмо» (Jumo.004B) был запущен в серию, удалось наладить и производство истребителя. Однако, к чести германских конструкторов, стоит отметить, что до конца 1944 года им все-таки удалось выпустить 568 самолетов (в условиях постоянных бомбардировок союзной авиацией!). Всего же до конца войны на заводах «Мессершмитт А.Г.» в Лейпхейме, Лекфельде, Швабиш-Халле, Венцендорфе и Гибельштадте было выпущено 1433 самолета разных модификаций.
Применялся в Германии в качестве перехватчика, бомбардировщика и разведчика, состоял на вооружении Чехословакии под обозначением S-92. После войны трофейные Me-262 были всесторонне изучены в Великобритании, США, СССР и Франции.
Реактивный истребитель Me-262 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок треугольного сечения и крылом с небольшой стреловидностью.
Шасси убирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Силовая установка состояла из 2 турбореактивных двигателей Jumo-004. Запас топлива размещался в 2 основных и 2 вспомогательных фюзеляжных топливных баках.
Бронезащита кабины пилота включала бронестекло (90 мм) и две бронеперегородки (по 15 мм). В состав вооружения входили 20-мм пушки MG-151/20, 30-мм пушки MK.103 и MK.108, 50-мм пушки BK.5 и MK.214, 55-мм пушки MK.114, ракеты R4M, бомбы калибром до 1000 кг. Для прицеливания служил прицел «Реви» 16B (позже EZ.42).
Обратите внимание на двигатели Me-262. Самолету для взлета требовалась полоса длинной 1500 метров, к тому же исключительно бетонная. По причине низкого расположения, двигатели втягивали пыль и мусор «грунтовки» как пылесосы
Характеристики Мессершмитт Me-262 | |
---|---|
![]() | |
Страна: | Германия |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1941 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 2х Jumo-004B-1, мощностью по 900 кгс |
Максимальная скорость: | 872 км/ч |
Практический потолок: | 11000 м |
Дальность полета: | 475 км у земли, 1040 км на высоте |
Масса пустого: | 4418 кг |
Максимальная взлетная масса: | 7140 кг (нормальная взлетная 6396 кг) |
Размах крыльев: | 12,49 м |
Длина: | 10 м |
Высота: | 3,84 м |
Площадь крыла: | 21,76 кв.м. |
Вооружение: | 4x 30-мм пушки |
В боевых условиях реактивный Me-262 впервые применён в июле 1944 года, и до конца войны использовался в ПВО Германии.
Как и все новинки, Me-262 был довольно «сырой» машиной — давать оценку его боевым качествам довольно тяжело хотя бы по той причине, что большая часть потерь этих истребителей была совсем не боевой. О боевой эффективности Me-262 говорит хотя бы такой факт — из 1433 выпущенных истребителей воздушные победы его пилоты одержали примерно 150 раз, при этом потеряв непосредственно в бою около 100 машин.
Главное преимущество и одновременно недостаток Me-262 — его реактивные двигатели. Капризные и ненадежные, они то и дело отказывали, самопроизвольно воспламенялись при резком увеличении мощности, требовали постоянного внимания техперсонала и в принципе не могли обслуживаться на полевых аэродромах.
Из-за специфической особенности двигателей — невозможности резкого увеличения мощности, а следовательно набора скорости, Me-262 были очень уязвимы на взлете и посадке. Напротив, атакуя вражеские бомбардировщики на полной скорости, пилот реактивного истребителя просто не успевал сосредоточить огонь на цели, как «проскакивал» её.
Ещё одна немаловажная особенность Me-262 заключалась в том, что машина эта была новой, незнакомой, поэтому и тактики ведения боя на реактивном истребители ни в 1944-ом, ни в 1945-ом году так и не были отработаны в полной мере.
При этом, потенциал истребителя отмечался как германскими пилотами, так и летчиками союзников. Все оценки Me-262 однозначно сходятся в одном — появись эта машина в небе Европы раньше на год-другой, ситуация к 1944 году могла сложиться иначе. За это время сложилась бы и эффективная тактика их применения, да и многие «детские болезни» истребителя были бы преодолены. Неизбежности немецкого поражения Me-262 отменить никак не мог, но вот предотвратить ковровые бомбардировки немецких городов и как следствие — сохранить на высоком уровне производственный потенциал военной промышленности, это было вполне ему по силам.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Германии
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет.
Справочники