Сайт рекомендован для аудитории 16+

Палубный истребитель F2A «Буффало» (В-239)



«Краткая справка: Американский палубный истребитель F2A «Буффало» (В-239) - история создания, характеристики и история боевого применения»

Палубный истребитель F2A, вид сбоку

Палубный истребитель F2A, вид сбоку

 

История создания истребителя F2A (В-239) «Буффало»

В 1935 году фирмы «Брюстер» и «Грумман», в числе прочих, участвовали в конкурсе ВМС США на создание палубного истребителя. Выйдя в финал, Грумман (с модернизированным бипланом F3F) в итоге уступил Брюстер, представившей проект компактного моноплана XF2A, созданный под руководством Л.Брауна. XF2A был не только технологичнее конкурента, но и дешевле в производстве.
В конце 1935 года «Брюстер» получила заказ на изготовление прототипа.
Первый полёт прототип палубного истребителя XF2A-1 совершил 2 декабря 1937 года. После лётных испытаний самолет (первым в истории США) был продут в аэродинамической трубе NASA в Лэнгли Филд, получил свою порцию замечаний и ушел на доработку. Впрочем, за год конструкторы справились со всеми замечаниями, самолет прошел все проверки и 11 июня 1938 года был запущен в серийное производство на заводе «Брюстер» в Лонг-Айленде, под индексом F2A. Чуть позже самолет получил и собственное имя — buffalo («буйвол»).
Чертеж истребителя F2A «Буффало» (В-239)

Чертеж истребителя F2A «Буффало» (В-239)

Относительно недорогой и неприхотливый истребитель изначально проектировавшийся как палубный самолет для ВМС США, F2A неожиданно оказался весьма востребованным на экспорт — закупить новинку (правда в основном, в сугубо сухопутной модификации) изъявили Финляндия, Бельгия, Великобритания, Канада, а также Австралия и Новая Зеландия (Польша планировала закупки, но в связи с начавшейся войной контракт был аннулирован).
Производство F2A «Buffalo» продолжалось до сентября 1941 года, всего было изготовлено 507 самолётов всех модификаций.
В боевых условиях F2A «Buffalo» применялся с 1940 года (финские модели под индексом B-239) в Советско-Финской войне, английские и голландские лётчики использовали его в боях за Малайю, Бирму и Индонезию в 1941-1942 годах. Американские (палубные) F2A-3 применялись американцами в сражении за остров Мидуэй, а реквизированные финские B-339 — в Новой Гвинее в 1942 году.
Палубный истребитель F2A «Буффало» (В-239)

Палубный истребитель F2A «Буффало» (В-239)

С конца 1942 года истребители F2A «Buffalo» во флоте США были выведены в резерв, и применялись уже только в качестве учебных самолетов. Исключение составили только несколько «быков» F2A-2 в группе ПВО Панамского канала также служили до 1945 года. В Великобритании и Новой Зеландии «Буффало» были сняты с вооружения в мае 1942 года, в Австралии — в январе 1944 года. В Финляндии бывшие «палубники» серьезно задержались и прошли не только всю войну, но и служили даже после неё. Последний F2A/B-239 был списан из ВВС страны только в 1948 году.

Конструкция истребителя F2A (В-239) «Буффало»

Истребитель F2A «Buffalo» представлял собой цельнометаллический (за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей) среднеплана свободнонесущей конструкции.

Крыло самолета однолонжеронное, с профилем NASA-230. Шасси трёхопорное, убирающееся (колёса в фюзеляж, стойки в крыло), с хвостовым колесом (на экспортных модификациях неубирающееся). Фюзеляж овального сечения типа полумонокок с работающей обшивкой.

Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт «Циклон» R-1820 с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага Гамильтон Стандарт «Хайдроматик» или Кертисс Электрик.

Кабина пилота имела сдвижной, многопереплётный фонарь и не имела пола, кресло крепилось к бронешпангоуту. В самолётах, действовавших над морем, за бронеспинкой крепился контейнер с надувной лодкой.



Внутреннее устройство истребителя F2A «Буффало» (В-239)

Внутреннее устройство истребителя F2A «Буффало» (В-239)

Модификации F2A (В-239) «Буффало»

  • ХF2A-1 (он же B-139) — прототип с двигателем XR-1820-G1 (850 л.с.). Первый полёт 2 декабря 1937 года.
  • ХF2A-2 — прототип с двигателем R-1820-G40. Изготовлен в начале 1939 года.
  • F2A-1 — первый серийный вариант с двигателем R-1820-34. Вооружение состояло из 4х 12,7-мм пулемётов. В июне-октябре 1938 года изготовлено 11 самолётов.
  • F2A-2 — модернизированный, с двигателем R-1820-G40, изменённым вертикальным оперением, дополнительными топливными баками и бомбодержателями. В 1939 году изготовлено 43 самолёта.
  • F2A-3 — палубный истребитель с удлинённой носовой частью и двигателем R-1820-G205. Имел увеличенные топливные баки, изменённый фонарём кабины, усиленную бронезащиту. В январе-ноябре 1941 года изготовлено 107 самолётов.
  • B-239 — экспортный вариант F2A-1 для Финляндии с двигателем R-1820-G5 (950 л.с.). Отличался отсутствием палубного оборудования и нижнего остекления кабины. Вооружение состояло из 13,2-мм немецких пулемётов «Шпандау». В июне-октябре 1938 года изготовлено 44 самолёта. В разобранном виде доставлены в Швецию, где собраны на фирме SAAB.
Палубный истребитель F2A-3, один из последних выпусков

Палубный истребитель F2A-3, один из последних выпусков

  • B-339B — экспортный вариант F2A-2 для Бельгии. Отличался отсутствием подфюзеляжных окон и палубного оборудования. В 1939 году изготовлено 40 самолётов. После капитуляции Бельгии 38 из них переадресовано Великобритании.
  • B-339D — экспортный для Голландской Вест-Индии, с упрощенным составом оборудования, неубирающимся хвостовым колесом и телескопическим прицелом. В 1940 году изготовлено 72 самолёта.
  • B-339E («Буффало» Mk.I) — экспортный для Великобритании, с двигателем R-1820-G105A (1200 л.с.), винтом Гамильтон Стандарт «Хайдроматик», креслом пилота с бронеспинкой, коллиматорным прицелом ST-1, усиленным шасси. Изготовлено 170 самолётов.
  • B-429 — экспортный вариант F2A-3 для Голландской Вест-Индии. Отличался двигателем R-1820-G105A/G205A и упрощенным бортовым оборудованием. Вооружение состояло из 6х 7,69-мм пулемётов. В 1941 году изготовлено 20 самолётов.
  • «Хуму» — финский вариант B-239 с деревянным крылом после прекращения поставок запчастей к оригинальным самолетам из США. Разработан фирмой «Валмет». Изготовлен в 1 экземпляре.

Характеристики B-239 «Буффало»

Палубный истребитель F2A «Буффало» (В-239)
Страна: США
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1937 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х R-1820-G5, мощностью 950 л.с.
Максимальная скорость: 487 км/ч
Практический потолок: 9900 м
Дальность полета: 1745 км
Масса пустого: 2146 кг
Максимальная взлетная масса: 3247 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10,67 м
Длина: 7,83 м
Высота: 3,66 м
Площадь крыла: 19,4 м
Вооружение:4х 13,2-мм пулемета

Характеристики приведены для истребителя В-239

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Палубные истребители Второй мировой войны. - Кудишин И.В., М.: АСТ, Астрель, 2001.