Сайт рекомендован для аудитории 16+

Гидросамолет PBY «Каталина»



«Краткая справка: Американский гидросамолет PBY «Каталина» - история создания и эксплуатации самолета поставлявшегося в СССР по ленд-лизу»

Американская летающая лодка «Catalina»

Американская летающая лодка «Catalina»

История создания и особенности конструкции гидросамолета PBY «Каталина»

Гидросамолет PBY «Catalina» – «двоюродный брат» советского гидросамолета ГСТ, модификация американской летающей лодки PBY-4, поставлявшаяся в СССР по ленд-лизу. Название «Catalina» было присвоено машине в соответствии с английской системой обозначений после того, как в 1939 году Великобритания получила первый экземпляр из 50 заказанных PBY-4. Впоследствии оно стало применяться ко всем вариантам и модификациям этого знаменитого гидросамолета.

Хотя конструктивно «ГСТ» и «Каталина» отличались незначительно, некоторые различия между ними все-таки были. По сравнению с «родным» ГСТ американские летающие лодки были оснащены более мощными двигателями, имели несколько измененную форму днища и более совершенное пилотажно-навигационное оборудование. Также было значительно увеличено вертикальное оперение и установлены большие по размеру плексигласовые блистеры по бокам фюзеляжа для размещения крупнокалиберных пулеметов.

Чертежи гидросамолета PBY «Каталина»

Чертежи гидросамолета PBY «Каталина»

Кабина летчиков была просторной и удобной и обеспечивала хороший обзор. Трудностей с переучиванием пилотов не возникало.

Потребность в летающих лодках, имевших большой радиус действия, была столь высока, что в СССР поставили больше 200 машин модификаций PBY-5A (около 20), PBY-6A (48) и PBN-1 NOMAD (138 самолетов).

Всего же, было выпущено 3305 самолета этого типа, всех модификаций. Гидросамолет PBY «Catalina» снят с вооружения в 1957 году.

Гидросамолет PBY «Каталина» ранних выпусков

Гидросамолет PBY «Каталина» ранних выпусков



Эксплуатация гидросамолета PBY «Каталина»

В 1944 году, с целью доставки самолетов «Каталина» в Советский Союз, командование авиации ВМФ выделило 26 наиболее опытных экипажей Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. Перелеты проходили по трем трассам: северной (8350 км), южной (18635 км) и восточной (18445 км).

ГСТ и «Catalina» осуществляли дальнюю разведку, охраняли союзнические конвои, искали и уничтожали подводные лодки противника, спасали терпящих бедствие моряков и экипажи наших самолетов, сбитых над морем, участвовали в десантных операциях.

После войны часть самолетов была разоружена и передана в Аэрофлот и полярную авиацию. Они использовались для грузо-пассажирских перевозок и аэрофотосъемки.

Гидросамолет PBY «Каталина»

Гидросамолет PBY «Каталина»

После выработки ресурса американскими двигателями на нескольких лодках установили моторы АШ-82ФН (1850 л.с.). Таким вариантам летающей лодки присвоили обозначение КМ-2. Одна из них эксплуатировалась в Сибири и Арктике до конца 50-х годов.

Конструкция гидросамолета получилась настолько простой и удачной, что отдельные экземпляры гидросамолета PBY «Catalina» летают и в наше время. Одну из «Каталин» (модель PBY-6A), использовала команда французского исследователя Жака-Ива Кусто в своих экспедициях.

Характеристики PBY «Catalina»

Гидросамолет PBY «Каталина»
Страна: США
Тип: Гидросамолет
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 8 человек
Двигатель: 2× Pratt & Whitney R-1830-92, мощностью по 1200 л.с.
Максимальная скорость: 314 км/ч
Практический потолок: 4000 м
Дальность полета: 4030 км
Масса пустого: 9485 кг
Максимальная взлетная масса: 16066 кг
Размах крыльев: 31,70 м
Длина: 19,46 м
Высота: 6,15 м
Площадь крыла: 130 кв.м.
Вооружение:3× 7,62 мм пулемёта (2 в носовой башне, 1 в туннельной установке), 2× 12,7 мм пулемёта (по одному с каждой стороны фюзеляжа), до 1814 кг бомбовой нагрузки (глубинные бомбы, торпеды)

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет