Сайт рекомендован для аудитории 16+

Транспортный гидросамолет ГСТ (СССР)



«Краткая справка: Советский транспортный гидросамолет ГСТ - лицензионная копия американской летающей лодки PBY-1. История создания и конструкция и модификации самолета»

транспортный-гидросамолет-ГСТ-(3)

История появления гидросамолета ГСТ

Все знают о выдающихся успехах советских авиаторов 30-х годов 20 века, недаром даже звание Героя СССР изначально утвердили специально для награждения летчиков – покорителей пятого океана. Однако несмотря на то, что военный воздушный флот Советского Союза был одним из самых передовых, стране реально не хватало пассажирских самолетов и т.н. «летающих лодок» — самолетов морского базирования.

Желая изучить опыт зарубежного самолетостроения в этой области, в 1936 году было принято решение закупить несколько образцов иностранных гидросамолетов. В 1937 году с американской фирмой «Consolidated» был заключен договор о приобретении лицензии на производство новейшей летающей лодки PBY-1. Она была предназначена для ведения разведки в открытом море, максимальная продолжительность её полета составляла до 30 ч., по других характеристикам это также был один из лучших представителей в своем классе.

Советы осваивают американскую летающую лодку

Переработка чертежей и прочей технической документации, а также руководство запуском в серию были поручены ОКБ Георгия Михайловича Бериева. Серийное производство планировалось наладить на Таганрогском авиазаводе № 31.

В феврале 1937 года для ознакомления с производством и приемки документации и оборудования группа специалистов завода и КБ была командирована на завод в Сан-Диего (США), на котором выпускался гидросамолет PBY-1. Много времени заняли перевод документации на русский язык и пересчет дюймовых размеров в метрическую систему.

Вскоре, согласно контракту, для ознакомления технического персонала ОКБ и завода с конструкцией и технологией производства PBY-1 в СССР прибыло 40 специалистов фирмы. Они принимали участие в приемке и технологической оснастке закупленного оборудования, проверяли комплектность и качество узлов и деталей. Техническая помощь американских инженеров позволила быстро освоить новую технологию и приступить к серийному производству.

В мае 1938 года была построена первая лодка с американскими двигателями «Райт Циклон» GR-1820-G3. 3 июня начались заводские испытания. Самолет легко взлетал, набирал высоту выполнял горизонтальный полет, виражи, развороты, спираль и планирование. На всех эксплуатационных режимах полета машина обладала хорошей устойчивостью, что позволяло быстро освоить ее.

В январе 1939 года началась серийная постройка летающей лодки под обозначением ГСТ (гидросамолет транспортный). В отличие от американского прототипа, модификации ГСТ оснащались различными двигателями отечественного производства. Стрелковое вооружение включало четыре подвижных установки пулеметов ШКАС.



транспортный гидросамолет ГСТ

транспортный гидросамолет ГСТ

Конструкция летающей лодки ГСТ

Самолет представлял собой двухдвигательную летающую лодку металлической конструкции – подкосный моноплан с высокорасположенным крылом. Крыло устанавливалось над фюзеляжем на обтекаемом пилоне. Корпус лодки был сравнительно широким, низким и округлым в верхней части. Фюзеляж разделялся пятью дюралюминиевыми водонепроницаемыми переборками с герметичными люками для прохода на шесть изолированных отсеков. Это обеспечивало плавучесть при повреждении наружной обшивки днища одного или даже нескольких отсеков. В носовой части находились люки для якоря и причального троса.

Радиооборудование ГСТ состояло из основного и аварийного передатчика, двух радиоприемников и двух пеленгаторов. Лодка было оборудована автопилотом и имела внутреннюю телефонную связь.

Электроэнергия для освещения, работы бортового оборудования и вооружения вырабатывалась двумя аккумуляторными батареями и двумя генераторами с приводом от двигателей.

В состав экипажа гидросамолета входили два пилота, штурман, радист, бортмеханик и два стрелка.

Машина имела достаточно сложную и трудоемкую конструкцию. По этой причине, а также в связи с организацией серийного выпуска летающей лодки Че-2 Игоря Вячеславовича Четверикова производство ГСТ было прекращено уже в конце 1940 года.

Всего на Таганрогском заводе было построено 27 самолетов ГСТ, кроме того, две лодки PBY-1 были собраны из американских деталей с двигателями «Райт Циклон».

Характеристики ГСТ (Гидросамолет транспортный)

Транспортный гидросамолет ГСТ (СССР)
Страна: СССР
Тип: Гидросамолет
Год выпуска: 1937 г.
Экипаж: 7 человек
Двигатель: 2 х М-87А по 950 л.с.
Максимальная скорость: 297 км/ч
Практический потолок: 5300 м
Дальность полета: 4300 км
Масса пустого: Нет данных
Максимальная взлетная масса: 12250 кг
Размах крыльев: 31,72 м
Длина: 20,68 м
Высота: Нет данных
Площадь крыла: Нет данных
Вооружение:4(5) х 7,62-мм пулеметы ШКАС (или 12,7-мм пулеметы) + до 1000 кг бомб

Модификации летающей лодки ГСТ

PBY-1-3 «Guba» – первая летающая лодка, попавшая в СССР еще до начала лицензионной постройки ГСТ в Таганроге. Машину приобрели за 230 тыс. долларов для поисков пропавшего без вести 13 августа 1937 года самолета Н-209 (ДБ-А), на котором экипаж Сигизмунда Леваневского совершал перелет через Северный полюс в Америку.

Ранее, в 1936 году, С.Леваневский вел переговоры с конструктором лодки PBY-1 И.Лардоном, поэтому на хвостовой части купленной у фирмы «Consolidated» машины имелась надпись L-2 (L – Леваневский).

Осенью 1938 года самолет переоборудовали в военный: были установлены носовая турельная установка с пулеметом ШКАС, два ШКАС по бортам и один в нижней люковой установке. Позже были смонтированы шесть держателей для подвески бомб различного калибра, химические выливные приборы. Самолет был передан Северному флоту.

PBY-1 с двигателями «Райт» GR-1820-G3 (835 л.с.). На заводе № 31 было собрано две машины из американских деталей, полученных в комплекте.

ГСТ М-87А. Первые пять гидросамолетов оснащались двухрядными двигателями М-87А взлетной мощностью 950 л.с. Особых преимуществ с этими двигателями лодка не показала.

ГСТ М-88. Устанавливались двигатели М-88 мощностью 1100 л.с., применявшиеся на дальних бомбардировщиках ДБ-3/Ил-4. Для регулировки охлаждения моторов на их капотах устанавливались лобовые плиты с регулируемыми жалюзи. Вооружение включало четыре пулемета ШКАС. Построено 6 машин.

ГСТ М-62ИР. Устанавливался звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-62ИР, который был уже хорошо отработан на некоторых серийных машинах. Данный вариант был наиболее многочисленным – выпущено 10 машин. Разоруженные ГСТ с этими моторами были переданы в распоряжение Главсевморпути для перевозки грузов и пассажиров в северных регионах страны.

МП-7 (морской пассажирский) – гражданский вариант ГСТ. Устанавливался двигатель М-62 с номинальной мощностью 850 л.с., которая впоследствии была увеличена до 1000 л.с. В пассажирском варианте самолета могли достаточно удобно разместиться 20-24 человека. Эти машины эксплуатировались в Сибири в качестве пассажирских и транспортно-грузовых (гидролиния Красноярск – Абакан существовала и в первые послевоенные годы). В Главсевморпути МП-7 использовались в качестве транспортно-грузовых.

Примечательно, что знаменитая летающая лодка «Catalina» (Каталина) – практически тот же ГСТ, но, как говориться, «только в профиль».

Источник: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.