Характеристики броненосцев береговой обороны типа «Новгород»

«Поповки» — круглые броненосцы русского флота («Новгород» и «Вице-адмирал Попов»)
Страна: Россия
Тип: Броненосец береговой обороны
Дата выпуска: Заложен в 1873 г., ступил в строй в 1876 г.
Водоизмещение:3550 тонн
Длинна: 36,57 м
Ширина: 36,57 м
Осадка: 4,12 м
Бронирование: борт 406-мм, барбет - 406-мм, палуба - 70-мм
Экипаж: 206 человек
Силовая установка: 6х 511 л.с.
Дальность хода: 540 миль
Максимальная скорость: 8 узлов
Вооружение:2х 305-мм и 6х 87-мм орудия, в 1890-х гг. добавлены 10х 37-мм пушек.
Авиагруппа:Нет

Характеристики даны для броненосца «Вице-адмирал Попов»

Черноморский флот после Крымской войны

После Крымской войны, мощного флота у России на Черном море не было, кроме того, его просто запрещалось иметь. Только спустя десяток лет после поражения, страна набрала сил, а бывшие «союзники»-европейцы, ввязавшись в череду войн, венчавшихся разгромом Пруссией Франции в 1870 году, так ослабли, что стало понятно – придерживаться каких-либо ограничений уже не имеет смысла. 13 марта 1871 г. все это было оформлено «документально» — на совещании в Лондоне, его участники – бывшие противники в Крымской кампании, подписали конвенцию, разрешавшую России без ограничений иметь в Черном море военный флот.

Однако время было упущено – Турция имела на черноморском театре боевых действий уже довольно внушительный броненосный флот, и пытаться догнать её просто спуская на воду больше кораблей, было делом не одного года, особенно учитывая, что начинать нужно было с нуля.

Броненосец "Новгород" на стапеле в Николаеве

Броненосец «Новгород» на стапеле в Николаеве

Круглые броненосцы адмирала Попова

Ещё в 1870 г. император Александр II приказал начать подготовку к строительству четырех броненосцев для защиты (совместно с береговыми батареями) побережья с расчетом на их плавание в Керченском заливе. Осадка новых кораблей не должна была превышать 4,3 м, толщина брони должна быть «… более, чем на существующих самых грозных иностранных броненосцах», а калибр артиллерии — не менее 280-мм. Уложиться в такие, мягко говоря, нереальные требования не мог ни один традиционный военный корабль.

Однако решение было, и предложил его председатель кораблестроительного отделения МТК контр-адмирал А. А. Попов. Судно было необычным – сравнительно небольшое и компактное, напоминающее низкобортный монитор, оно, все-таки не походило ни на один другой корабль. Его корпус был… круглым. Несмотря на фантасмагорический и даже комичный вид, «поповки» (так, обидно, окрестили позже эти броненосцы) как нельзя лучше укладывались в требования технического задания.

Круглый бпрненосец "Новгород"

Круглый бпрненосец «Новгород»

«Поповки» для обороны Севастополя

Проект первого из судов по проекту Попова назывался «Новгород». Корабль имел диаметр 30,4 метра, бронирование в 305-мм, два 280-мм орудия и осадку 3,7 метра. Его корпус заложили в декабре 1871 г. в Петербурге в Новом Адмиралтействе, а спустя год составные части корпуса разобрали, и отправили по железной дороге в Николаев. Туда же морем отправили и механизмы.



В Николаеве первую «поповку» заложили второй раз – в марте 1872 года, а на воду спустили аж 21 мая 1873 г. На переходе из Николаева в Севастополь броненосец легко, даже при волнении в 4 балла, шел 6,5-узловой скоростью. Окончательно корабль достроили через год.

Модель "поповки" на которой хорошо видно устройство корабля

Модель «поповки» на которой хорошо видно устройство корабля

В августе 1873 г. начали строительство и второй «поповки», сперва называвшейся «Киев», а затем «Вице-адмирал Попов». В этот раз броненосец целиком и полностью строился в Николаеве, и из-за различных сложностей, он вступил в строй только в 1876 году.
На новом корабле стояли уже 2 305-мм орудия, а броня увеличилась до 406 мм. Усилили и палубную защиту, которая теперь состояла из трех слоев железных листов суммарной толщиной 70 мм. Увеличение диаметра корпуса повлекло за собой возрастание водоизмещения до 3550 т и увеличение осадки на 0,3 м.

В русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. «поповки» непосредственно не участвовали (все-таки это были броненосцы береговой обороны), однако служили мощным сдерживающим фактором для любого турецкого корабля, вздумай он вдруг атаковать Севастополь.

Оба броненосца-"поповки" в гавани

Оба броненосца-«поповки» в гавани

 

 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Броненосцы типа Екатерина II», Арбузов В.В.