Содержание Характеристики основного боевого танка Leopard I |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Основной танк |
Дата выпуска: | 1963 г. |
Длинна: | 9,54 м |
Ширина: | 3,25 м |
Высота: | 2,4 м |
Броня, лоб: | 70-мм |
Броня, борт: | 35-мм |
Броня, башня: | 60-мм |
Экипаж: | 4человека |
Двигатель: | Дизель MTU MB 838, мощностью 830 л.с. |
Дальность хода: | 600 км |
Максимальная скорость: | 62 км/ч |
Масса: | 39,6 тонн |
Вооружение: | 1х 105-мм пушка L7A3 (60 выстрелов), 1х 7,62-мм спаренный пулемет MG 3, 1х 7,62-мм зенитный пулемет MG 3 (7,62-мм 5500 патронов), 8 пусковых установок дымовых гранат. |
История создания немецкого танка «Леопард I»
В 1956 году Германия (западная, ФРГ) и Франция начали разработку единого танка — весящего не больше 30 тонн и вооруженного 90-мм орудием. Требования по бронированию были также очень скромны (гарантированная защита от 20-мм снарядов) и в целом, за исключением использования многотопливного двигателя и системы защиты от оружия массового поражения, новый танк был скорее устаревшим ещё до рождения, чем представлял собой новое слово в развитии техники.
Уже в 1957 году взгляды немцев и французов на этот проект разошлись и «совместной» работы не получилось — решено было, что каждая из сторон спроектирует собственную модель. Дело шло медленно и в 1963 году ФРГ вообще отказалась от сотрудничества и свой образец «допиливала» уже самостоятельно. В том же 1963 году под названием Leopard I танк был принят на вооружение. Надо сказать, что от начальной концепции в нем мало что осталось и машина получилась вполне современной, хотя и откровенно слабой по бронированию (особенно в сравнении с советскими танками).
В части «Леопард I» стал поступать в 1966 году, а его производство продолжалось до 1979 года. За этой время в танковые части Бундесвера поступило 2437 танков этой модели, а считая экспортные варианты — 4024 штуки. Плюс к этому, танк производился по лицензии в Италии — с 1974 года (т.е. с того момента как он перестал поступать на вооружение Бундесвера) по 1983 г., за это время изготовлено 720 «Леопардов».
«Леопард I» отличался неплохой подвижностью и низким силуэтом, ситуация с бронированием была несколько исправлена в конце 70-х после модернизации, однако в боевых действиях никогда и нигде он участия не принимал. «Леопард» можно рассматривать как «экспериментальный» немецкий танк, первый представитель второго поколения боевых машин этой страны в послевоенное время — на его основе отрабатывались идеи конструкторов и ставились эксперименты по созданию различных вспомогательных машин.
Конструкция танка «Леопард I»
Танк Leopard I имеет классическую компоновку с размещением двигателя в кормовой части, боевого отделения посредине и водителя — спереди. Башня литая, корпус сварной. Вместо командирской башенки установлен панорамный прицел, смотровые приборы также имеются по периметру командирского люка. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса справа. Слева от него размещается большая часть боекомплекта — 42 выстрела. Оставшиеся 3 члена экипажа находятся в башне танка — командир и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева.
Главный калибр танка — 105-мм нарезная английская пушка L7A3 (как на английском «Центурион» и американском М60), отлично подходящая под требования НАТО о стандартизации вооружения. Пушка имеет симметричные противооткатные устройства и электрогидравлический привод наведения. Ствол не цельный, а представляет собой быстроразъемное соединение собственно ствола с казенной частью орудия. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, ещё один такой же пулемет установлен на крыше башни (крепления для него есть на обоих люках), в задней части башни, по бортам, смонтированы по 4 дымовых гранатомета.
Для ведения огня используется оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел командира TRP 2А с ночным подсветочным каналом. Система управления огнем включает в себя электронный баллистический вычислитель.
Танк оснащен вентфильтром, системой кондиционирования, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа.
Модификации танка «Леопард I»
Leopard I, базовая модель. Выпускался с 1965 по 1970 г.г. Изготовлено 1845 единиц.
Leopard IА1 — модернизированный Leopard I. Установлен двухплоскостной стабилизатор Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы со съемными резиновыми подушками, ОПВТ, система автоматического глушения двигателя. Боевая масса 41,5 т. С 1967 года модернизацию проходили все ранее выпущенные машины.
Leopard IА2. В производстве с 1973 г., имеет усиленое бронирование башни, бесподсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира, новый воздухоочиститель двигателя. Изготовлено 232 единицы.
Leopard IАЗ. Производился с 1973 по 1974 гг., дальнейшее развитие модификаций A1 и A2. Башня — сварная, с разнесенным бронированием, маска пушки сварная, клиновидная. Боевая масса 43,4 т. Модель «Леопард I» по защищенности соответствует американскому M60A1 — но только спереди.
Leopard IА4. В производстве с 1973 г., отличался объединенной системой управления огнем. Изготовлено 250 единиц.
Leopard IА1А1 — Leopard 1А1 с дополнительной броневой защитой башни (экранами 20-30-мм). Боевая масса 42,4 т. Модели с IА1А2 по IА3А3 представляли те же самые «Леопарды» с новыми радиостанциями SEM 80/90.
Leopard 1A5 — Leopard 1A1A1 и Leopard 1A1A2, оснащенные системой управления огнем EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, а также усовершенствованный стабилизатор пушки. С 1986 по 1992 год до этого уровня доведено 1225 танков.
Учебный танк Leopard I. Машина для обучения водителей танков с вращающейся кабиной (2 курсанта и инструктор) и макетом пушки. Третий курсант занимает «реальное» место механика-водителя, однако место инструктора имеет дублированное управление.
Leopard I ВЕ — (1967 г.) «леопарды» для Бельгии, отличались маркой пулеметов (калибр прежний) и меньшим ящиками для амуниции, установленным теплоизоляционным кожухом пушки и стабилизатором. Кроме того танки получили другую СУО (SABCA), из лазерного прицел-дальномера, электронного баллистического вычислителя, обычного оптического прицела и семи датчиков нестандартных условий стрельбы. До 1996 года 132 танка модернизировали до уровня Leopard 1А5, не прошедшие модернизацию машины были проданы в другие страны, в частности Бразилия в период с 1996 по 2000 получила 278 «Леопард I BE».
Leopard I А1 NO (1970-71 г.г.) — «леопарды» для Норвегии, в конце 1980-х годов большая их часть модернизирована до уровня Leopard I А5. 9 машин в 1996 году переделаны в мостоукладчики, 22 танка — в саперный танк Leopard I Ingeniorpanservagn. Ещё 4 — в береговую БРЭМ, способную работать в прибрежной полосе на глубине до 2,95 м.
Leopard I NL (1969-72 г.г.) — «леопарды» для Нидерландов (поставлено 468 машин). Отличались радиостанциями, ящиками амуниции, новыми стабилизаторами вооружения, усовершенствованными прицелами и заменой пулеметов на FN MAG того же калибра. Позже голландские «леопарды» получили бортовые экраны и новые СУО, получив обозначение Leopard 1-Verbetered. В 1995 году все машины выведены из состава вооруженных сил и распроданы — 202 танка Leopard 1-V было поставлено Греции (1992-98 г.г.), 200 танков поставлено Чили (2000-2001 г.г.). Чилийские машины дополнительно оснащены тепловизорами PZB 200.
Leopard I IT (1970-1985 г.г.) — «леопарды» для Италии (поставлено 200 машин и 720 — произведено в самой Италии по лицензии). Кроме того Италия получили 69 БРЭМ и 12 саперных танков на базе «Леопарда» и самостоятельно произвела 68 БРЭМ, 28 саперных танков и 64 мостоукладчика. В 1995-96 г.г. 120 танков были модернизированы и доведены до уровня A5, прочие выведены из состава ВС.
Leopard I DK (1974-1978 г.г.) — «леопарды» для Дании (поставлено 120+110 танков). В 1989 г. все танки модернизированы до уровня А5 и получили обозначение Leopard 1A5DK.
Leopard AS1 (1976-1978 г.г.) — «леопарды» для Австралии (90 танков, 8 БРЭМ, 5 мостоукладчиков), все машины переоборудованы системами обеспечивающими эксплуатацию в жарком климате. С 2002 года осуществлялась программа частично модернизации, в частности оснащения тепловизорами.
Leopard Cl — «леопарды» (1A3) для Канады (114 танков), отличающихся от немецких системой управления, радиостанциями и пулеметами. Позднее башни были заменены на усовершенствованные, как у танков 1A5. В канадской армии такие машины получили обозначение Leopard С2.
Leopard I GR — (1983-84 г.г.) «леопарды» (1A3) для Канады (106 танков и 4 БРЭМ). Также с 1992 по 1998 год Греция получила 202 голландских танка Leopard 1-V по программе военной помощи, а с 1993 по 2003 год — 163 танка списанных немецких 1А1 и 176 1А5. Модернизация планировалась, но дошло ли до дела — не известно.
Leopard Т1 — (1982-83 г.г.) «леопарды» (1A3) для Турции (77 танков по программе военной помощи + 250 1A4 списанных немецких, в 1990-91 г.г. + 80 1А1А1 до 1995 г.). Все полученные танки переоснащены СУО EMES- 12АЗ и переименованы в Leopard Т1, уже после 2004 года 162 танка Leopard Т1 были оснащены новой СУО ASELSAN, собственной разработки.
Также на базе танка «Леопард I» были разработаны БРЭМ, мостоукладчик и ряд других специализированных машин.