Сайт рекомендован для аудитории 16+

Самоходная артиллерийская установка ОСА-76 (СССР)



Характеристики самоходной пушки ОСА-76

Самоходная артиллерийская установка ОСА-76 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Самоходная артиллерийская установка
Дата выпуска: 1943 год
Длинна: 5000 мм (с учетом пушки)
Ширина: 2150 мм
Высота: 1560 мм
Броня, лоб: 6 мм
Броня, борт: 6 мм
Броня, башня: 10 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: ГАЗ-ММ, 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с.
Дальность хода: 220 км
Максимальная скорость: 41 км/ч
Масса:3,5 тонны
Вооружение:76,2-мм пушка ЗИС-3

Транспортировка орудий для советской армии была одной из главнейших проблем во второй мировой войне. Тяжелых тягачей, да и просто грузовиков не хватало – они становились легкой добычей противника из-за слабой защищенности, да и производство было ориентировано в первую очередь на выпуск боевых машин, и только «если останется», перепадало всем остальным.

ОСА-76. Не смотря на свои 3 тонны веса, машина имеет весьма грозный вид.

ОСА-76. Не смотря на свои 3 тонны веса, машина имеет весьма грозный вид.

Проблема встала особенно остро в 1943 году – существовавшие самоходные артсистемы типа СУ-76 к этому времени уже перешли в подчинение к танковым войскам, и артиллеристы и так уже не успевающие за наступающими частями, и вовсе остались «безлошадными».

Чтобы ликвидировать этот недостаток, была разработана концепция ОСА, Общевойсковой Самоходной Артиллерии – полковой пушке, поставленной на самодвижущееся механическое шасси.

Изначально проект включал в себя три ветви развития ОСА:

  • ОСА-3 – частично бронированная зенитная самоходная установка со спаркой крупнокалиберных зенитных пулеметов.
  • ОСА-57 – частично бронированная самоходная артиллерийская установка с 57-мм противотанковой пушкой.
  • ОСА-76 – частично бронированная дивизионная САУ с 76-мм пушкой.

Разработку поручили КБ ГАЗ и завода №38. Уже на первом этапе ОСА-57 «вылетела с трассы», так как её вооружение было откровенно слабым. Основное внимание уделили именно «чистой САУ» с индексом 76. Она имела много общего с двоюродной сестрой – СУ-76, и по компоновке, и по внешнему виду, однако была меньше и компактнее. Вес ОСА-76 составлял всего 3,5 тонны, против 11 тонн СУ-76. За счет этого, для движения ей вполне хватало автомобильного двигателя ГАЗ-ММ, несмотря на то, что ходовая часть машины была заимствована у легких танков Т-60 и Т-70.

Близкие родственники - ОСА-76 (слева) и СУ-76 (справа).

Близкие родственники — ОСА-76 (слева) и СУ-76 (справа).

Подвеска состояла всего из четырех опорных малых катков, двух роликов поддержки, заднего ведущего и переднего направляющего колеса, на каждый борт. Спереди корпуса находились пост управления и моторно-трансмиссионное отделение, сзади — боевое отделение с бронированной открытой рубкой. Вооружалась ОСА-76 76,2-мм пушкой ЗИС-3, экипаж машины составлял 3 человека.

Знаете ли вы, что...
агитационная бомба ...в годы Великой Отечественной войны были разработаны специальные агитационные бомбы с корпусом из дерева, чтоб не калечить солдат противника.
Самоходка имела противопульную броню в 6-мм, однако мы не должны забывать, что речь идет об артиллерийской системе, а не о танке, и толщина брони здесь не критична.



В 1944 году ОСА-76 прошла испытания, которые выявили как положительные качества машины – легкость из-за которой ей заинтересовались не только артиллеристы, но и десантники, неприхотливость двигателя, способного «переварить» почти любое топливо, распространенность узлов и агрегатов, что позволяло легко осуществлять ремонт… так и отрицательные – пушка калибром 76 мм была для неё великовата, что вело к недостаточной устойчивости машины при стрельбе. В декабре 1944 года её все-таки рекомендовали к серийному производству, но только после устранения обнаруженных недоработок.

ОСА-76, вид сзади.

ОСА-76, вид сзади.

Если бы машина появилась на год (или, что ещё лучше, два года) раньше, её безусловно приняли бы на вооружение, и она успела бы повоевать. Но на дворе был уже 1944-й, война приближалась к логическому завершению, насыщенность войск боевой техники, была более чем достаточной, и в финале ОСА-76 оказалась никому не нужна. В апреле 1945 года все работы по ОСА-76 были прекращены.

Всего было изготовлено 3 машины-прототипа. В войска они не поступали.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии