Сайт рекомендован для аудитории 16+

Советский легкий танк Т-70 (ГАЗ-70)



Характеристики легкого танка Т-70

Советский легкий танк Т-70 (ГАЗ-70)
Страна: СССР
Тип: легкий танк
Дата выпуска: 1942 г.
Длинна: 4,29
Ширина: 2,305
Высота: 2,055
Броня, лоб: 35-45 мм
Броня, борт: 15 мм
Броня, башня: 35 мм
Экипаж: 2 человека
Двигатель:
Дальность хода: По шоссе: 350 км., по грунту: 235 км.
Максимальная скорость: 42 км/ч
Масса:9,2 тонны
Вооружение:45-мм пушка 20К, 7,62-мм пулемет ДТ, 90 выстрелов, 945 патронов.

История проектирования легкого танка Т-70

Один из крупнейших заводов СССР — Горьковский автозавод — уже имел опыт организации и выпуска танкеток Т-27 и танков Т-37А, полученный еще в 30-е годы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в июле 1941 года ГАЗ получил задание по организации массового выпуска легких танков Т-60 (Известен как машина 030 или Т-30, но в документах именуется Т-60. Не путать с более поздним широко известным танком Т-60).

Горьковский автозавод только сейчас кажется нам вполне «мирным» предприятием, однако накануне Великой Отечественной Войны, именно ему, уже имевшему опыт производства легкой бронетехники (танкеток Т-27 и танков Т-37А), поручили производство нового советского легкого танка – Т-60.

В сентябре 1941 года главный конструктор завода №37 Н. Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60 (с корпусом Богачева и башней Дедкова). Эта машина должна была послужить эталонным образцом для изготовления Т-60 на ГАЗе, а Астров был оставлен в Горьком для помощи в организации производства этих танков. Талантливый инженер, он лучше прочих знал о недостатках танка, и потому сразу же развернул кипучую деятельность по дальнейшему усовершенствованию Т-60.

Идея заключалась в существенной модернизации силовой установки машины, а именно установкой спаренного автомобильного двигателя, что позволяло также оснастить танк более мощной пушкой и усилить бронирование. Главное автобронетанковое управление Красной Армии согласилось с проектом, и уже 15 сентября начал работу по созданию спарки двигателей ГАЗ-М1 и ГАЗ-202. К концу ноября были сдан и опытный образец двигателя мощностью 135 л.с, которому присвоили индекс ГАЗ-203. Агрегат получился довольно громоздким, но если не считать незначительного удлинения корпуса танка, дополнительной пары катков и усиленных торсионов, его удалось вполне компактно «вписать» вдоль правого борта машины.

Новая машина получила рабочий индекс «ГАЗ-70«, к концу декабря 1941 года для неё изготовили сварной корпус и новую литую башню конструкции В. Дедкова. Параллельно с литой был разработан ещё один вариант в виде «граненой» башни, сваренной из 30-35-мм катанных бронелистов высокой твердости. Сборка танка началась в начале января нового 1942 года и шла довольно медленно из-за целого ряда различных проблем.

Общий вид танка Т-70М, 1943 г.

Общий вид танка Т-70М, 1943 г.

Только 14 февраля 1942 года, танк ГАЗ-70 был наконец закончен, после срыва всех сроков, и личного вмешательства И. Сталина, живо интересовавшегося проектом. Первый образец машины имел то же бронирование, что и Т-60. Он вообще сильно напоминал своего предшественника, но смотрелся органичнее, был более выдержан в пропорциях.

20 февраля начались испытания ГАЗ-70, которые, несмотря на ряд поломок трансмиссии (испытания велись в глубоком снегу при температуре окружающего воздуха до минус 35 градусов), в целом закончились успешно.



26 февраля 1942 года прототип нового танка был показан представителям Главного автобронетанкового управления Красной Армии, однако новая боевая машина не произвела на них благоприятного впечатления. Комиссия отмечала слабое бронирование танка ГАЗ-70, недостаточную проходимость по снегу, неудобство работы с вооружением. Заключение комиссии, сводившееся к фразе «тот же самый Т-60, только дороже», грозило поставить крест на новой боевой машине, однако

Н. Астров клятвенно обещал устранить все недостатки максимально быстро, и после колебания, в план опытных работ ГАЗа на 1-й квартал 1942 года все-таки включили строку «создание танка ГАЗ-70 с увеличенной башней и уширенной гусеницей».

Одновременно, используя возможности по увеличению массы (мощность двигателя ГАЗ-203 в 135 — 140 л.с. позволяла утяжелить танк примерно на 700 кг) удалось увеличить толщину брони новой боевой машины. Нижний лобовой лист был утолщен до 45 мм, а верхний — до 35 мм.

Испытания нового легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, прошли успешно. Уже 6 марта 1942 года И. Сталин подписал постановление ГКО № 1394сс «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе им. Молотова Наркомсредмаша», а спустя два дня, еще одно постановление ГКО № 1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и №38 Наркомтанкопрома».

С первых же дней организация производства Т-70 столкнулась с целым рядом проблем. Новый танк требовал вдвое больше двигательных агрегатов, аналогичных установленным на Т-60, и заводы начали испытывать затруднения в выполнении установленной правительством программы выпуска танков. Не удалось наладить выпуск литой башни Дедкова — ее испытания показали плохую стойкость не только к 37-мм, но и 20-мм снарядам. Утолщение башенной брони требовало нового кокиля, но к этому времени свободных производственных мощностей для выполнения этой задачи не было. Поэтому в спешном порядке пришлось обеспечивать броневые заводы чертежами «запасного варианта» — сварной башни.

В результате, план апреля 1942 года по выпуску Т-70 сумел выполнить только ГАЗ, собравший 50 машин, завод №38 изготовил лишь 7 танков. Последний только в июне смог выйти на заданную мощность по сборке Т-70, но все равно не смог догнать ГАЗ, который являлся основным производителем легких танков Т-70 для Красной Армии — более 80% этих боевых машин были собраны здесь.

Что касается завода № 37, то тут так и не удалось наладить сборку Т-70. После эвакуации из Москвы в Свердловск предприятие продолжало изготовление Т-60, являясь головным по этой машине. Решением ГКО № 1958сс от 3 июля 1942 года и приказом НКТП №499сс от 4 июля, выпуск Т-60 на заводе № 37 прекращался, и со второго полугодия завод должен был начать изготовление Т-70, собрав в июле уже 25 машин.

Легкий танк Т-70М, модернизация Т-70

Поскольку Н. Астров еще в начале 1942 года дал обещание Государственному Комитету Обороны не позднее второго полугодия перейти к выпуску трехместного варианта Т-70, все усилия «танкового КБ» ГАЗ были направлены на выполнение этой задачи. В мае эскизный проект новой боевой машины был утвержден отделом главного конструктора НКТП, а в июне началась разработка рабочих чертежей.

В ходе проектирования стало ясно, что новый танк по массе будет почти на 1,5 тонны тяжелее Т-70. Поэтому в июле — августе 1942 года на ГАЗе прошли испытания серийного Т-70, догруженного до 11,5 т. В результате длительных пробегов выяснилось, что при такой массе прочность ходовой части танка стала недостаточной. В ходе испытаний у догруженного образца ломались траки, лопались торсионы подвески, быстро изнашивались резиновые бандажи опорных катков.

Мощность двигательного агрегата ГАЗ-203 для танка массой в 11,5 т оказалось недостаточной, в перенапряженном режиме работала коробка перемены передач, а при движении в гору, при угле наклона свыше 20 градусов, отмечались поломки зубьев КПП и бортовых редукторов. Для исправления выявленных недостатков:

  • Была усилена конструкция рамы двигателя
  • С 260 до 300 мм увеличили ширину и с 98 до 111 мм шаг траков гусениц
  • Возросла со 104 до 130 мм ширина опорных катков и с 34 до 36 мм диаметр торсионов.
  • Число траков в гусенице сократилось с 91 до 80 штук.
  • Были усилены поддерживающие катки, стояночные тормоза (увеличена ширина тормозной ленты) и бортовые редукторы.

В результате, 27 сентября 1942 года на ГАЗе закончили изготовление первого опытного образца лёгкого танка Т-70 с башней «для двух человек для наземной стрельбы с углом возвышения 25 градусов«.

Общая компоновка новой боевой машины, вооружение, ходовая часть, корпус, моторно-трансмиссионное отделение, рабочее место механика-водителя со всеми элементами управления остались почти такими же, как и на Т-70. Главное внешнее отличие заключалось в замене подбашенного листа, на котором установили новую увеличенную башню с двумя рабочими местами — командира танка и заряжающего, ставшего по совместительству радистом. Пулемет в двухместной башне был перемещен слева направо и его обслуживание было также передано заряжающему.

Для наблюдения за полем боя сначала планировалось установить командирскую башенку, но она требовала не менее 5 перископических приборов наблюдения и имела приличную массу, мешающий открыванию и закрытию башенного люка. Поэтому на опытном образце была установлена лишь поворотная командирская панорама. Для ведения огня из личного оружия в обоих бортах башни были сделаны амбразуры, закрывавшиеся броневыми заслонками.

Броневая защита корпуса быта усилена за счет увеличения толщины бортовых листов до 25 мм, а подбашенного листа до 20 мм. Броневые листы сварной башни высокой твердости имели толщину 35 мм. В виду изменения места установки пулемета конструкция литой маски орудия была изменена.

Одновременно с изготовлением нового танка в конце сентября — начале октября собрали шесть опытных экземпляров нового двигателя ГАЗ-203Ф (форсированный) мощностью 170 л.с, позже получивших обозначение М-80. Повышение мощности осуществлялось за счет увеличения наполнения и повышения степени сжатия.

М-80 отличались от серийных агрегатов ГАЗ-203, ставившихся на танках Т-70, материалом изготовления и конструкцией головки и верхнего пояса блока, клапанами, всасывающей трубой и новыми карбюраторами К-13. А так как новый двигатель был взаимозаменяем с ГАЗ-203, в перспективе планировалось М-80 устанавливать и на ремонтируемых Т-70. Двигатель успешно прошел испытания и его рискнули сразу же, не дожидаясь новой башни, поставить на Т-70. Это был «промежуточный» вариант, но он пришелся по душе военным, и уже в октябре 1942 года был налажен её выпуск под индексом Т-70М на ГАЗе, а затем и на заводе №38 в Кирове. А вот серийное производство варианта Т-70 с двухместной башней, так и не было начато.

Отличия Т-70М от Т-70:

  • Двигатель 170 л.с. против 135 л.с.
  • Вес 10,1 т, против 9-6 т.
  • Подвеска на торсионах диаметром 36 мм против 33,5 мм.
  • Ширина трака 300 мм против 260 мм.

Впрочем, военные вскоре об этом решении пожалели: по сути в строю находились сразу два танка с одинаковым названием и теоретически одинаковых конструктивно, но в то же время совершенно различных! В полевых условиях доработать Т-70 до уровня Т-70М было невозможно, а запчасти одной модификации не подходили к другой. И хотя выпуск базовых Т-70 был прекращен, а поступающие на ремонт танки старались выводить из эксплуатации, проблема взаимозаменяемости оставалась актуальна вплоть до самой зимы 1944 года, когда производство легких танков в СССР было повсеместно прекращено.

Эксплуатация и боевое применение танков Т-70

В конце декабря 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны завод №38 прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок СУ-76. Отныне легкие танки выпускались только на ГАЗе. 1943 год был особенно тяжелым для завода — в результате бомбежек на Автозаводской район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 попали непосредственно на территорию завода. В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо.

В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех №2, ремонтно-механический цех, инструментально-штамповый и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.

В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-64, но производство танков, несмотря на все трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее, только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М.

28 августа 1943 года И. Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, а производство Т-70М прекращалось, однако жо этого, ГАЗ успел сдать армии еще почти 600 Т-70М. Всего же за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьковский автомобильный завод имени Молотова при плане 3300 Т-70М передал в войска 3348 танков и 1758 двигателей ГАЗ-203. За период с 1942 по 1943 г.г. заводы №37, 38 и ГАЗ произвели 8231 танк Т-70 и Т-70М, причем доля последних достигала 60% от общего числа.

По имеющимся свидетельствам, кроме проблемы с ремонтом, на Т-70М в войсках не жаловались, напротив, машина зарекомендовала себя как крайне надежная, и возлагаемые на неё задачи, успешно выполняла. 25 сентября 1943 года генерал-лейтенант танковых войск Богданов докладывал в ГАБТУ Красной Армии:

Танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника…

…В отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику…

…Если немецкие артиллеристы могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800-1200 м, то малые размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500-600 м. Малый вес танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых условиях…

…Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка. Считаю решение о прекращении производства танка Т-70 преждевременным…

Модификации легкого танка Т-70 (ГАЗ-70)

Были и попытки “продлить жизнь» Т-70. В конце 1942 года был разработан образец танка с длинноствольной пушкой ВТ-42. Весной 1943 года были созданы два опытных экземпляра, которые 12 мая 1943 года поступили на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь в период с 19 мая по 1 июня пушка прошла испытания в объеме 1205 выстрелов и 199 км пробегом. При этом отмечалась ее «высокая практическая и начальная скорострельность при обслуживании одним номером расчета, и простота конструкции полуавтоматики». Комиссия, проводившая испытания, в своем заключении рекомендовала по устранении недостатков принять ВТ-42 на вооружение Красной Армии.

Но шел уже 1943 год, легкие танки практически исчерпали свой ресурс и не справлялись с задачей уничтожения вражеской техники и наземных укреплений, а армия все больше нуждалась в мобильной артиллерии – САУ. От танка Т-70 отказались, в пользу СУ-76, артиллерийской установки, смонтированной на его шасси. Впрочем, история танка на этом не закончилась – удачное шасси сделало его настоящей экспериментальной лабораторией для конструкторов, достаточно посмотреть на список модификаций этой машины, чтобы понять – Т-70 в полной мере оправдал свое предназначение:

  • ГАЗ-70— опытный образец, прототип Т-70, выпущенный ГАЗом. Отличался от серийного Т-70 литой башней (1941 г.). Изготовлен 1 опытный экземпляр.
  • Т-70— серийный образец с 45-мм пушкой обр.1932/38 г. 20К (1942-43 гг.). Выпущено ~ 3400 шт.
  • Т-70М— модернизированный Т-70 (1942 г). Выпущено ~5000 шт.
  • Т-70 с двухместной башней— образец танка с двухместной башней новой конструкции (1942 г.). Изготовлен 1 экземпляр.
  • Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37— опытный образец танка со скорострельной 37-мм пушкой Ш-37 (1942 г) для стрельбы по воздушным и наземным целям. Испытания не прошел. Изготовлен 1 опытный образец.
  • Т-70 с длинноствольной пушкой ВТ-42— образец танка с 45-мм пушкой ВТ-42. (выпущено 2 опытных экземпляра, 1942-43 гг.)
  • Т-70-3— опытный образец зенитного танка, вооружённый спаркой 12,7-мм пулемётов ДШКТ в башне изменённой конструкции (1942 г.). Выпущен 1 опытный образец.
  • Т-90— опытный образец зенитного танка на базе Т-70М, вооружённый спаркой 12,7-мм пулемётов ДШКТ в башне изменённой конструкции (1942 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
  • ЗСУ-37— серийная зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой обр.1939 г. (1944 г.). Изготовлено 75 установок.
  • СУ-72— зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой 61К. (1942 г.). Выпущен 1 опытный образец.
  • СУ-11— зенитная самоходная установка с 37-мм автоматической пушкой 61К. (1942 г.). Выпущен 1 опытный образец.
  • СУ-76, СУ-76М— самоходные установки на базе Т-70 и Т-70М соответственно, с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1942-46 гг.). Выпущено 560 шт. СУ-76 и 13732 шт. СУ-76М.
  • СУ-71— самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1942 г.). Выпущено 2 опытных экземпляра.
  • СУ-15— предсерийный образец СУ-76 на базе Т-70. (1943 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
  • СУ-16— самоходная установка на базе Т-70, предполагавшаяся для замены в войсках СУ-76. (1943 г.). Изготовлено несколько опытных образцов.
  • СУ-74 (СУ-74А)— самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой ЗиС-3. (1943 г.). Выпущен 1 опытный экземпляр.
  • СУ-74Б (СУ-57Б)— самоходная установка на базе Т-70 с 57-мм пушкой ЗиС-4 с двигателем ЗиС-16Ф. (1943 г.). Выпущен 1 опытный экземпляр.
  • СУ-74Д (СУ-74Д)— самоходная установка на базе Т-70 с 76-мм пушкой Ф-34 и с двигателем GMC 4-71. (1943 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
  • ГАЗ-75— самоходная установка на базе Т-70 с 85-мм пушкой Д-5С-85А. (1944 г.). Изготовлен 1 опытный образец.
  • Т-70КНП— командно-наблюдательный пункт для управления огнём самоходных частей и артиллерии. (1943 г.). Изготовлено 5 шт.
  • Артиллерийский тягач Т-70— войсковые переделки Т-70 в артиллерийский тягач. Количество таких переделок неизвестно.