Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.79 «Спарвиеро»



«Итальянский скоростной бомбардировщик SM.79 «Спарвиеро» - характеристики и боевое применение самолета»

Итальянский скоростной бомбардировщик SM.79

Итальянский скоростной бомбардировщик SM.79

История создания бомбардировщика SM.79

Будущий скоростной бомбардировщик SM.79 был создан итальянской фирмой «Сосьета Индроволанти Альта Италия» (Савойя-Маркетти) в 1934 году под руководством А.Маркетти, почти одновременно с бомбардировщиком SM.81. Если SM.81 проектировался из пассажирского самолета, то SM.79, напротив, создавался как пассажирский.

Однако хорошие скоростные показатели предрекли его дальнейшую судьбу — уже в 1935 году появился и военный вариант, также как советский «СБ», названный скоростным бомбардировщиком. Гражданский вариант SM.79 поднялся в небо 8 октября 1934 года, военный — 2 сентября 1935 года.

Серийное производство бомбардировщика было развёрнуто в 1936 году и продолжалось до 1944 г., всего за это время было построено 1330 SM.79 всех модификаций, обеспечив бомбардировщику звание самого массового итальянского военного самолета конца 1930-х, начала 1940-х .г.г.

Чертеж бомбардировщика SM.79

Чертеж бомбардировщика SM.79

«Спарвиеро» переводится как «ястреб», однако за характерный внешний вид SM.79 получил прозвище «Гоббо маледетто», то есть «Горбун». Это никак не сказалось на том факте, что на этой машине было установлено 26 рекордов, а также выигран ряд авиационных гонок.

Экспортировался в Бразилию, Ирак, Испанию и Югославию, выпускался по лицензии в Румынии.

Конструкция бомбардировщика SM.79

Итальянский бомбардировщик SM.79 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана смешанной конструкции, с неразъемным цельнодеревянным крылом.



Фюзеляж ферменного типа, из стальных труб, его обшивка в передней части была металлическая и фанерная, в задней — фанерная и полотняная.

Шасси впервые в итальянском самолетостроении выполнено убирающимся, трёхопорным, с хвостовым колесом.

Силовая установка состояла из 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателей воздушного охлаждения Альфа-Ромео 126 RC.34 (135 RC.32) с трёхлопастными винтами переменного шага. Двигатели закрывались капотами NASA. Передний двигатель отделялся от кабины экипажа противопожарной перегородкой.

Бомбовая нагрузка размещалась вертикально внутри фюзеляжа, или (для 500 кг бомб) — наклонно. Оборонительное вооружение состояло из 2х 12,7-мм пулемётов «Бреда-SAFAT» (один сверху, другой снизу у бомбардира), стрелявших назад, и 1х 7,7-мм пулемёта «Льюис», стрелявшего через боковые окна. Направленный вперёд 12,7-мм пулемёт в верхнем «горбе» мог использоваться и как наступательное, и как оборонительное оружие.

Характеристики Савойя-Маркетти SM.79

Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.79 «Спарвиеро»
Страна: Италия
Тип: Бомбардировщик (скоростной)
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 5 человек
Двигатель: 3х 126 RC.34, мощностью по 780 л.с.
Максимальная скорость: 430 км/ч
Практический потолок: 6500 м
Дальность полета: 1900 км (с полной нагрузкой)
Масса пустого: 7614 кг
Максимальная взлетная масса: 11324 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 16,2 м
Длина: 21,18 м
Высота: 4,1 м
Площадь крыла: 61,2 кв.м.
Вооружение:3х 12,7-мм пулемета, 1х 7,7-мм пулемет, 1250 кг бомбовой нагрузки

Модификации бомбардировщика SM.79

  • SM.79-I «Спарвиеро» — бомбардировщик с двигателями Альфа Ромео 126 RC.34, наличием стрелковой точки над кабиной и подфюзеляжной гондолы бомбардира, отсутствием окон в бортах фюзеляжа. Первый полёт 2 сентября 1935 года. Выпускался серийно с 1936 года. Поставлялся на экспорт в Югославию (45 самолётов).
  • SM.79-II — торпедоносец, с форсированными 14-цилиндровыми моторами Пьяджо P.XI RC.40 и прицельным оборудованием. Мог нести 2 торпеды под фюзеляжем. Выпускался в 1941-1942 годах.
  • SM.79-III (S.579) — модернизированный, с  двигателями Альфа-Ромео 128 RC.18, отсутствием нижней гондолы, новыми коками винтов, удлинёнными выхлопными патрубками и 20-мм пушкой, стрелявший вперёд. Разработан в 1943 году под контролем германских специалистов. Выпускался в 1943-1944 годах.
  • SM.79B — экспортный двухмоторный, с застеклённой носовой частью фюзеляжа и 18-цилиндровыми двигателями ФИАТ A.80 RC.41 (на румынских Гном-Рон K.14 «Мистраль мажор»). Поставлялся Бразилии (3 самолёта), Ираку (4) и Румынии (24).
SM.79 в воздухе

SM.79 в воздухе

  • SM.79C — гоночный, без вооружения и с двигателями Пьяджо P.XI RC.40 «Стелла». В 1937 году переоборудовано 5 самолётов.
  • SM.79JR — экспортный для Румынии, с 2х V-образными двигателями жидкостного охлаждения Jumo.211Da. Изготовлено 24 самолёта. Выпускался по лицензии в Румынии на заводах фирмы IAR.
  • SM.79P — гражданский самолёт с салоном на 8 пассажиров и двигателями Пьяджо «Стелла» (позже Альфа-Ромео 125 RC.35). Разработан для гонок на Кубок Мак-Робертсона. Построен в 1934 году. Первый полёт 8 октября 1934 года. Установлено несколько международных рекордов скорости.
  • SM.79T — трансатлантический, без вооружения и с увеличенным запасом топлива. Изготовлено 11 самолётов.
  • SM.83 — пассажирский на 10 пассажиров. Выпущен малой серией в 1937 году.

Боевое применение бомбардировщика SM.79

В боевых условиях впервые применён во время гражданской войны в Испании, во время Второй мировой войны применялся в июне 1940 года против Франции, а затем он воевал в Алжире, Тунисе, Греции.

В апреле 1941 года при оккупации Югославии применялся обоими сторонами, уцелевшие югославские SM.79 позже были переданы Хорватии.

Иракские бомбардировщики применялись против англичан в мае 1941 года во время мятежа Рашида-Али. До 1943 года SM.79 использовался итальянцами и румынами на Восточном фронте.

Итальянский SM.79 в варианте торпедоносца

Итальянский SM.79 в варианте торпедоносца

Машина получилась довольно универсальной и применялась не только для бомбардировок, но и стратегической разведки, торпедных и штурмовых ударов. После капитуляции Италии в 1943 году 34 самолёта воевали на стороне союзников. В 1944 году румынские SM.79 воевали против немцев. Сняты с вооружения в 1950 году.

После войны уцелевшие самолёты до 1952 года применялись в ВВС Италии в качестве транспортных и радиоуправляемых мишеней. В 1950 году 3 самолёта были проданы в Ливан, где эксплуатировались до 1959 года. Дольше всего SM.79 эксплуатировался в Испании — до начала 1960-х годов.


Источник: компиляция по книге «Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. — Ч. 2. — М.: ЦАГИ, 1996».