Сайт рекомендован для аудитории 16+

Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло»



«Итальянский Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло» - характеристики и боевое применение»

Бомбардировщик SM.81 с эскортом из истребителей CR.32Бомбардировщик SM.81 с эскортом из истребителей CR.32

История создания бомбардировщика SM.81

Итальянский средний бомбардировщик SM.81 был разработан в 1934 году фирмой Савойя-Маркетти под руководством А.Маркетти, на базе пассажирского самолета SM.73. В том же году самолет прошел испытания и пошел в серийное производство — ничего особенно нового по сравнению с пассажирским прототипом, в его конструкцию внесено не было.
Всего в период с 1934 по 1938 год, было выпущено 530 бомбардировщиков типа SM.81 нескольких модификаций. Без труда переоборудованный из бомбардировщика в военно-транспортный самолет широко применялся итальянцами во второй половине 1930-х г., а также поставлялся на экспорт в Албанию, Ливию и Китай (1 самолет в 1937 г.).
Уже в 1938 году для применения в качестве бомбардировщика, SM.81 был староват, и заменен на более совершенный SM.79. Однако без вооружения, и с переоборудованным салоном, эти машины ещё долгое использовались для обслуживания высшего руководства Италии (Муссолини сам не раз сидел за штурвалом этого самолета), а после капитуляции, и транспортной авиацией союзников.
В таком «мирном» варианте SM.81 зарекомендовал себя более-менее неплохо и служил в некоторых странах даже после окончания Второй Мировой войны.
Схема итальянского бомбардировщика SM.81

Схема итальянского бомбардировщика SM.81

Конструкция бомбардировщика SM.81

Итальянский средний бомбардировщик SM.81 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с трёхлонжеронным деревянным крылом. Фюзеляж ферменный, из хромо-молибденовых стальных труб с комбинированной обшивкой из дюраля и полотна. На случай посадки на воду фюзеляж имел 36 водонепроницаемых отсеков.
Шасси неубирающееся, трёхопорное с задним колесом, основные стойки шасси закрыты обтекателями.
Силовая установка SM.81 включала 3 поршневых 9-цилиндровых звездообразных двигателя воздушного охлаждения с трёхлопастными винтами (в зависимости от модификации):
  • Альфа Ромео 125 RC.35 (126 RC.34)
  • 14-цилиндровых «Изотта-Фраскини» (лицензионный Гном-Рон K.14)
  • 9-цилиндровых Пьяджо «Стелла» IX RC.40
Итальянский Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81

Итальянский Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81

Двигатели самолётов ранних серий закрывались кольцом Тауненда, позже начали устанавливать капоты Магни-NASA. Кресла пилотов в кабине располагались рядом друг с другом. Застеклённая кабина бомбардира распологалась под фюзеляжем, сразу за передним двигателем. Бомбы калибром от 15 до 500 кг размешались вертикально в нижней части фюзеляжа.

Под фюзеляжем могли подвешиваться 2 торпеды. Оборонительное вооружение состояло из 5х 7,69-мм пулемётов: по 2 в верхней и нижней полуубирающихся турелях и 1, стрелявший сквозь люки в бортах.

Модификации бомбардировщика SM.81

  • SM.73 — пассажирский самолёт. Выпускался с 1934 года.
  • SM.81 прототип бомбардировщика, отличался четырехлопастными винтами.
  • SM.81 — серийный бомбардировщик.
  • SM.81B — экспортный двухмоторный, с застеклённой носовой частью фюзеляжа и 12-цилиндровыми V-образными двигателями Изотта-Фраскини «Ассо» XI RC.

Характеристики Савойя-Маркетти SM.81

Бомбардировщик Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло»
Страна: Италия
Тип: Средний бомбардировщик
Год выпуска: 1934 г.
Экипаж: 6 человек
Двигатель: 3х 125 RC.35, мощностью по 750 л.с.
Максимальная скорость: 316 км/ч
Практический потолок: 7000 м
Дальность полета: 1500-2000 км
Масса пустого: 6500 кг
Максимальная взлетная масса: 10500 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 18,32 м
Длина: 24,0 м
Высота: 4,86 м
Площадь крыла: 93,3 м
Вооружение:5х 7,69-мм пулеметов, 1200 кг бомбовой нагрузки.

Боевое применение бомбардировщика SM.81

Впервые SM.81 применён в боевых условиях в декабре 1935 года в Эфиопии, с 1936 г. применялся в гражданской войне в Испании. Тихоходная машина становилась легкой добычей истребителей, поэтому использовались только с сильным прикрытием, или  качестве транспортного.

Во время Второй Мировой войны, уже порядком устаревшие SM.81 применялис в Северной Африке, Греции и даже на Восточном фронте для нанесения бомбовых ударов, в качестве торпедоносца, для перевозки грузов, высадки парашютистов и буксировки планёров.



После капитуляции Италии в 1943 году большинство самолётов досталось союзникам, уцелевшие самолёты эксплуатировались в качестве транспортных даже после окончания войны.

Модель бомбардировщика SM.81

Модель бомбардировщика SM.81


Источник: компиляция по книге «Итальянские гражданские и военные самолёты, 1930-1945. — Ч. 2. — М.: ЦАГИ, 1996».