Сайт рекомендован для аудитории 16+

Средний бронеавтомобиль Д-13 (Дыренкова)



«Краткая справка: Средний бронеавтомобиль Д-13 конструкции Николая Дыренкова. История создания, конструкция, эксплуатация»

Характеристики среднего бронеавтомобиля Д-13

Средний бронеавтомобиль Д-13 (Дыренкова)
Страна: СССР
Тип: Средний броневтомобиль (6х4)
Дата выпуска: 1931 г
Длинна: 4,98 м
Ширина: 1,97 м
Высота: 2,5 м
Броня, лоб: 6 мм
Броня, борт: 5 мм
Броня, башня: 6 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: Карбюраторный, 40 л.с.
Дальность хода: 130 км
Максимальная скорость: 58 км/ч
Масса:3,8 тонн
Вооружение:1х 37-мм пушка Гочкиса (42 выстрела), 2х 7,62-мм пулемета ДТ-29

В 1931 году, в  опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ Н.И.Дыренкова был разработан средний бронеавтомобиль Д-13 (бронеавтомобиль Дыреноква-13), «облегченная версия» тяжелого броневика Д-9 (на шасси грузовика «Moreland»). В качестве шасси для Д-13 было использована база американского трехосного грузовика  «Форд-Тимкен», он же Форд-ААА, выполненное по схеме 6х4.

Конструкция бронеавтомобиля Д-13

Броневик имел сварной корпус из броневых листов толщиной до 8-мм, вращающуюся башню с 37-мм пушкой Гочкиса и 2 х пулемета ДТ в шаровых установках, расположенных с боков корпуса. Однако прототип машины получил сразу шесть стволов — по два с боков, по одному спереди и сзади. Этого показалось мало, поэтому сразу за башней бронеавтомобиля Д-13 установили ещё и турель, по типу авиационной, с ещё одним пулеметом.

К слову — башня бронеавтомобиля Дыренкова это переработанная башня от танка Т-18 (МС-1), отсюда и  характерное расположение орудия и пулемета, смотрящих как бы в разные стороны, а не по ходу движения.

Чертеж бронеавтомобиля Д-13, броневик дыренкова

Чертеж бронеавтомобиля Д-13

Посадка экипажа в машину осуществлялась с правой стороны, через дверь. Колесная база имела ряд особенностей — во-первых, все колеса автомобиля были сдвоенными, причем внутренние и внешние имели разный диаметр, для улучшения проходимости. Во-вторых, на Д-13 была применена новая схема размещения запасного колеса, позднее применяемая на всех тяжелых и средних броневиках — они были установлены по бортам корпуса, могли вращаться, и хотя обычно не касались земли, здорово помогали при преодолении рвов, препятствую посадки машины «на брюхо».
Бронеавтомобиль  был оборудован и кормовым постом управления, в основных деталях дублировавшего рабочее место водителя, правда максимальная скорость заднего хода Д-13 не превышала 9 км/ч.

Д-13 спереди, хорошо видны сдвоенные колеса разного диаметра

Д-13 спереди, хорошо видны сдвоенные колеса разного диаметра

Эксплуатация бронеавтомобиля Д-13

Однако несмотря на все новшества и грозный вид буквально ощетинившегося пулеметами броневика Д-13, военные при осмотре машины только покачали головой — расположение тех же пулеметов было прямо скажем «не оптимальное», конструкция машины была сложной, а стоимость и вовсе запредельной — прототип обошелся казне в 15696 рублей — на эти деньги можно было бы построить легкий танк.

Тем не менее, Д-13 был принят на вооружение и Ижорский завод изготовил небольшую партию из 12 машин. Первая партия оказалась и последней — 1 декабря 1932 года ОКИБ  УММ Дыренкова было закрыто, а производство машин — прекращено.




Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»