История появления бронеавтомобиля БА-22

Санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22 (мото-медицинский пункт, или точнее «бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА»») был разработан на заводе ДРО г.Выкса в 1937 г. на шасси хорошо освоенного промышленностью трехосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Заказчиком БА-22 выступило санитарное управление РККА.

Первый советский БТР - БА-22

Первый советский БТР — БА-22 на испытаниях

Машина подобная БА-22 была без сомнения нужна в войсках. Понятное дело, что в случае военного конфликта неизбежны ранения у личного состава, а значит нужно максимально сократить время, за которое раненый боец мог быть доставлен в тыловой госпиталь. Но, не отправишь ведь на передовую обычный санитарный автомобиль? В условиях боевых действий к машинам предъявляют совсем иные требования по проходимости, да и риск нарваться на случайную пулю или осколок как никогда велики.

Если смотреть шире, по сути в требованиях санитарного управления к будущему БА-22 была составлена заявка на первый советский бронетранспортер. Опытный образец санитарно-транспортного бронеавтомобиля БА-22 был изготовлен в сентябре 1938 года.

Конструктивные особенности бронеавтомобиля БА-22

Машина имела привычную для грузовиков компоновочную схему с передним расположением отделения силовой установки, центральным размещением отделения управления и кормовым размещением «десантного» отделения.

Сварной корпус бронеавтомобиля был выполнен из катаных броневых листов толщиной 6 мм с большими углами наклона лобовых листов. В кормовой части и бортах корпуса имелись двери для входа и выхода экипажа и десанта. В передних смотровых люках водителя и командира машины для наблюдения в боевых условиях имелись смотровые щели, закрывавшиеся изнутри броневыми заслонками.

Экипаж машины состоял из двух человек. В десантном отделении могли размещаться 4 раненых на подвесных носилках, либо 10 человек с полным воинским снаряжением (или 12 в летнем обмундировании). Вооружение на машине не устанавливалось, амбразуры для ведения огня членами экипажа или пассажирами — отсутствовали.

На машине использовался карбюраторный двигатель мощностью 40 л.с. (29 кВт). При серийном выпуске предполагалось использовать шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА с двигателем М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором «Зенит» с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с центробежным регулятором.



Чертеж бронеавтомобиля БА-22

Чертеж бронеавтомобиля БА-22

Емкость топливных баков составляла 109 л. Запас хода бронеавтомобиля по шоссе достигал 250 км. В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором и два задних ведущих моста с коническими дифференциалами и червячными главными передачами.

Колесная формула бронемашины БА-22 — как и у ГАЗ-ААА: 6×4. Подвеска машины — зависимая, состояла из поперечно расположенной полуэллиптической листовой рессоры передней оси с реактивными штангами, и сблокированных узлов подвески второй и третьей ведущих осей, состоящих из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами.

Бронеавтомобиль комплектовался пулестойкими шинами типа ГК. Для повышения проходимости по грунтам со слабой несущей способностью на ведущие колеса надевались гусеницы типа «Оверолл».

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А/ч и генератор ГМ-71 мощностью 100 Вт. Для внешней связи использовалась радиостанция 71-ТК-1.

Испытания и дальнейшая судьба проекта БА-22

Заводской испытательный пробег протяжённостью в 331 км выявил ряд недостатков БА-22, но, учитывая, что основой машины служил хорошо освоенный промышленностью ГАЗ-ААА, их устранение не составило большого труда. Другое дело, что само многострадальное шасси ГАЗ-ААА мало подходило в качестве основы для бронемашины с довольно серьезным весом выходящим за 5 тонн.

С 15 мая по 23 июня 1939 года БА-22 проходил испытания на полигоне НИБТ и закономерно их провалил. Военных не устроили:

  1. Малая мощность двигателя (50 л.с. на 5 тонн веса!)
  2. Чрезмерная высота машины (почти 3 метра)
  3. Слабая броня (6 мм — это даже по скромным меркам 1930-ых был скорее «полуброневик»)
  4.  Машина была мало похожа на санитарный автомобиль с точки зрения санитарно-гигиенических требований

И если на счет высоты корпуса и пристойного внутреннего оснащения ещё можно было поработать, то прочие замечания устранить не было никакой возможности. Ну не было у СССР на то время более мощного мотора и надежного шасси для такого, хоть и важного, но все же «вспомогательного» вида военного транспорта как санитарная машина.

БА-22 так и не был принят на вооружение, дальнейшие работы по санитарной бронемашине для нужд армии были прекращены, а опытный образец был передан в научно-исследовательский санитарный институт РККА.

Характеристики Санитарный бронетранспортер БА-22

Санитарный бронеавтомобиль БА-22 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Санитарный бронетранспортер
Дата выпуска: 1938 год
Длинна: 6,1 м
Ширина: 1,98 м
Высота: 2,88 м
Броня, лоб: 6 мм
Броня, борт: 6 мм
Броня, башня: Нет
Экипаж: 2 человека + 4 раненых на носилках или 10 десантников
Двигатель: карбюраторный 4-цилиндровый рядный жидкостного охлаждения ГАЗ-АА, 40 л.с.
Дальность хода: 250 км
Максимальная скорость: 40 км/ч
Масса:5,24 тонны
Вооружение:Нет

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе: Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том II. Изд.центр Экспринт. 2005 г.