[snip text=»Американский бронетранспортер БТР Stryker. История создания, основные модификации, описание конструкции и боевое применение»]
Содержание
История создания бронетранспортера Stryker
В армии США долгое время существовал довольно странный разрыв между частями вооруженными тяжелой техникой (танками М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли») и пехотными частями, располагавшими по большому счету только вооруженными автомобилями. Именно с целью устранения этого разрыва, в начале 2000-х г.г., на вооружение был принят бронетранспортер Stryker, а точнее целое семейство восьмиколесных полноприводных бронемашин Stryker, предназначенных для доставки пехоты к полю боя и её непосредственной огневой поддержки. По этой причине, в армии США БТР типа «Страйкер» относятся к семейству промежуточных бронированных машин (IAV).
БТР «Страйкер» не оригинальная разработка созданная с нуля. В основе машины лежит концепция заложенная в швейцарском БТР MOWAG «Пиранья» III (8×8). Строго говоря, БТР «Страйкер» это и есть доработанная и прилизанная «Пиранья» (точнее её более тяжелый канадский вариант LAV III), в варианте американской компании «Дженерал дайнемикс лэнд системз».
Несмотря на то, что машина получилось по всем характеристикам неплохой и весьма многофункциональной, к тому же давно ожидаемой в армии, идеального результата добиться не получилось. Дело в том, что оригинальные машины — и «Пиранья» и «LAV» III, были по большей частью «легкобронированными маршрутками» для пехоты, и вес имели соответствующий. Масса «Страйкера» сильно превосходит ту нагрузку, что без проблем способно выдержать его шасси и трансмиссия, а довольно высокий центр тяжести способствует опрокидыванию машины при маневрах в условиях бездорожья.
Это — та цена, которую пришлось заплатить за сравнительно хорошее для бронетранспортера бронирование: с дополнительным усилением (комплект навесной пассивной защиты Mexas), броня БТР Stryker способна остановить 14,5-мм пулю крупнокалиберного пулемета и снаряды 30-мм пушки. Впрочем, с установкой этого полуторатонного комплекта, масса «Страйкера» достигает почти 20 тонн — что, согласитесь, многовато для бронетранспортера, база которого изначально была рассчитана на почти в два раза меньшую нагрузку.
В итоге, машина которая должна была быть «легкобронированной маршруткой» для пехоты, получилась слишком тяжелой даже для переброски штатным армейским «аэрогрузовиком» С-130 «Геркулес» на тактически требуемые расстояния (нормальная грузоподъемность С-130 чуть-чуть меньше веса «Страйкера»).
Отзывы военных использовавших «Страйкер» в боевых условиях во время кампаний в Ираке, в основном положительные: отмечается хорошее обеспечение выживаемости экипажа и десанта при поражении машины, в том числе при подрыве на фугасных минах.
Характеристики бронетранспортера Stryker |
|
---|---|
Страна: | США |
Тип: | Бронетранспортер (8 × 8) |
Дата выпуска: | 2003 г. |
Длинна: | 6,39 м |
Ширина: | 2,67 м |
Высота: | 2,17 м |
Броня, лоб: | Стальная броня высокой твёрдости, выдерживает попадания 14,5-мм пуль (при использовании навесной пассивной защиты Mexas - снарядов 30-мм). |
Броня, борт: | См. выше |
Броня, башня: | См. выше |
Экипаж: | 3 человека + 9 десантников |
Двигатель: | 1х дизельный, фирмы «Caterpillar-3126», мощностью 350 л. с. |
Дальность хода: | 531 км (по шоссе) |
Максимальная скорость: | 97 км/ч |
Масса: | 17,2 тонн (18,9 тонн при использовании навесной пассивной защиты Mexas) |
Вооружение: | 1х 12,7-мм пулемет M2 Browning / или 1х 7,62-мм пулемет M240 / или 40-мм автоматический гранатомёт Mark 19 |
Конструкция и модификации бронетранспортера Stryker
БТР Stryker — восьмиколесная (8х8) легкробронированная боевая платформа, относящаяся к семейству промежуточных бронированных машин (IAV), использующихся для непосредственной поддержки пехоты.
Бронирование обеспечивает круговую защиту от поражения стрелкового оружия (в т.ч. 14,5-мм пулями, хотя и только в лобовой проекции). При использовании навесной пассивной защиты Mexas (+1700 кг) фирмы IBD Deisenroth (Германия) лобовая проекция машины не поражается 30-мм бронебойным подкалиберным снарядом с дистанции 500 м.
Компоновка БТР Stryker классическая для бронетранспортеров: двигатель расположен впереди справа по ходу движения, место механика-водителя — слева, среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение.
Основные модификации выполненные на боевой платформе Stryker:
- Stryker M1126 ICV (Infantry Carrier Vehicle) — стандартная модификация, бронетранспортёр.
- Stryker M1127 RV (Reconnaissance Vehicle) — боевая разведывательная машина.
- Stryker M1128 MGS (Mobile Gun System) — боевая машина с тяжёлым вооружением/противотанковая САУ/колёсный танк. Отличается основным вооружением состоящим из 105-мм пушки M68A2 и спаренного с ней 7,62-мм пулемета в увеличенной башне. По задумке конструкторов, «колесные танки» прикрывали действия бронетранспортеров, однако в реальных боевых условиях выяснилась их сомнительная боевая польза в виду слабой устойчивости к применению противником противотанковых средств.
- Stryker M1129 MC (Mortar Carrier) — 120-мм самоходный миномёт.
- Stryker M1130 CV (Command Vehicle) — командно-штабная машина.
- Stryker M1131 FSV (Fire Support Vehicle) — машина управления огнём артиллерии.
- Stryker M1132 ESV (Engineer Support Vehicle) — инженерная машина подразделения.
- Stryker M1133 MEV (Medical Evacuation Vehicle) — машина медицинской эвакуации.
- Stryker M1134 ATGMV (Anti-Tank Guided Missile Vehicle) — самоходный противотанковый ракетный комплекс с противотанковым ракетным комплексом TOW-2.
- Stryker M1135 NBCRV (Nuclear, Biological, Chemical, Reconnaissance Vehicle) — машина радиационной, химической и биологической защиты, разведки применения оружия массового поражения
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет