[snip text=»Краткая справка: Прототип бронированного БТР для третьего рейха, на базе чешского танка Pz.38. История создания, конструкция и варианты исполнения»]

Один из прототипов БТР «Kaetzchen»

Один из прототипов БТР «Kaetzchen»

История создания бронетранспортёра 38(t) «Kaetzchen»

В конце 1943 года немецкое Управление вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt) заказало фирме Auto Union разработку лёгкой полностью гусеничной разведывательной машины, способной перевозить в открытом сверху корпусе от 6 до 8 солдат. Машина разрабатывалась под скорости хода свыше 50 км/ч и должна была быть легкобронированной, то есть представлять собой идею классического бронетранспортера, хотя и на гусеничном ходу.

Инженеры Auto Union сначала создали деревянный макет машины, а затем, когда общая компоновка была одобрена, приступили к созданию двух прототипов, которые уже можно было оценивать более основательно. Прототипы начали строить в начале 1944 года.

Корпус машины был открыт сверху, двигатель располагался сзади. Место водителя располагалось слева, рядом в обычной установке типа Kugelblende был установлен пулемёт калибра 7,92 мм. В боевом отделении вдоль бортов располагались две длинных скамейки для десанта.

Чертеж бронетранспортера «Kaetzchen»

Чертеж бронетранспортера «Kaetzchen»

В качестве силовой установки был использован двухсотсильный двигатель Maybach HL 50Z объёмом 5000 см³, втиснутый в боевое отделение сзади и справа по ходу движения. Такое расположение двигателя было обусловлено желанием сделать в заднем листе корпуса двери для входа-выхода десанта. Броня была довольно тонкой: 30 мм. — лоб и 14,5 мм. для борта и кормы машины.

Шасси представляло собой пять перекрывающихся катков с каждого борта (на торсионах), на которых одевались гусеницы, собранные из траков от PzKpwf IV. Коробка скоростей была гидравлической. Оба прототипа были испытаны летом 1944, по итогам чего их компоновка и мобильность были признаны удовлетворительными. Однако подвела коробка скоростей.



Проблемы с ней, а также тот факт, что с сентября 1944 существовало положение, предписывающее ограничить базовые шасси для новых разработок двумя: шасси «Пантеры» и PzKpwf 38(t), привели к тому, что было твёрдо решено передать заказ на разработку пражскому предприятию BMM — в тот момент завод собирал истребители танков «Hetzer».

Так появилось и обозначение БТР: 38(t) «Kaetzchen» (котенок).

Характеристики 38(t) «Kaetzchen»

Бронетранспортёр 38(t) «Kaetzchen»
Страна: Германия
Тип: Бронетранспортер
Дата выпуска: 1944 г.
Длинна: Нет сведений
Ширина: Нет сведений
Высота: Нет сведений
Броня, лоб: 50-мм
Броня, борт: 30-мм
Броня, башня: Нет
Экипаж: Нет сведений
Двигатель: 1х дизельный Tatra 103, мощностью 220 л.с.
Дальность хода: 600 км
Максимальная скорость: 64 км/ч
Масса:Нет сведений
Вооружение:2х 7,92-мм пулемета

Испытания и дальнейшая судьба бронетранспортёра 38(t) «Kaetzchen»

6 сентября 1944 года Wa.Prüf Pz.Ia заказало заводу BMM два прототипа. Предусматривалось, что они будут изготовлены на шасси танка PzKpwf 38(t).

Первый прототип был оснащён дизельным двигателем Tatra 103 (220 л.с.), на вторую машину поставили двигатель Praga NR мощностью 280 лошадиных сил.

Прототипы успели изготовить до конца 1944 года. Машины разработки пражского BMM были чуть шире и тяжелее образцов, созданных инженерами Auto Union. Разница в весе объяснялась лучшим бронированием пражских машин — лобовой лист имел толщину 50 мм., борта закрывались 30-мм. листами, а задняя бронеплита была толщиной в 20 мм.

Бронетранспортёр 38(t) «Kaetzchen»

Бронетранспортёр 38(t) «Kaetzchen»

Прототипы сохранили конструктивное исполнение, оговорённое в техническом задании (открытый кузов, заднее расположение силовой установки), но вместо установки пулемёта в маске Kugelblende была применена установка, обычная для немецких полугусеничных транспортёров SdKfz 250 и 251. Прототипы были вооружены двумя пулемётами: один за бронированным щитком (как на SdKfz 250 и 251), другой в специальном поворотном станке.

Новый двенадцатицилиндровый дизельный двигатель Tatra 103 мощностью 220 л.с. (162,6 кВт) позволял развивать на шоссе скорость 64 км/ч. Запас топлива позволял машине совершать переходы на расстояние в 600 км. В шасси была использована отлично себя зарекомендовавшая подвеска танка PzKpwf 38(t) и коробка скоростей Praga-Wilson.

Бронетранспортёр 38(t) «Kaetzchen», вид сзади

Бронетранспортёр 38(t) «Kaetzchen», вид сзади

Как итог, можно заключить, что прототип от BMM был в целом лучше разработок фирмы Auto Union т.к. был более быстр и заметно лучше бронирован. Кроме того, использование дизельного двигателя было более пожаробезопасно, что для БТР было очень важно. Если бы машину удалось пустить в серийное производство, то она бы стала не только хорошей разведывательной машиной, но и отличным бронетранспортёром пехоты.

Послевоенная судьба прототипов неизвестна, однако есть сведения, что чехословацкая армия не проявила к этим разработкам ни малейшего интереса.

Источник: armedman.ru, Автор: