Содержание Характеристики САУ СУ-14 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | САУ |
Дата выпуска: | 1935 г. |
Длинна: | 10 м |
Ширина: | 3,37 м |
Высота: | 3,5 м |
Броня, лоб: | 20 мм |
Броня, борт: | 20 мм |
Броня, башня: | 20 мм |
Экипаж: | 7 человек |
Двигатель: | 1х форсированный М-17-1Ф мощностью 680 л.с. |
Дальность хода: | Нет сведений |
Максимальная скорость: | 31,5 км/ч |
Масса: | 48 тонн |
Вооружение: | 1х 203-мм гаубица Б-4 (дальность стрельбы 18 км), 3 х 7,62-мм пулемёта ДТ |
[snip text=»Советская самоходная артиллерийская установка СУ-14″]
История создания САУ СУ-14
17 сентября 1931 года Спецмаштрест получил задание на создание шасси для артиллерии большой и особой мощности. Сделать самоходными предполагалось:
- 107-мм пушки образца 1910/30 годов, 152-мм гаубицы образца 1909/30 годов и 203-мм мортиры образца 1930 года (т.н. «самоходный корпусный триплекс»).
- 152-мм пушки большой мощности, 203-мм гаубицы образца 1929/31 годов и 305-мм мортиры(т.н. «триплекс Тяжелой Артиллерии Особого Назначения (ТАОН)»)
За образец для «корпуского» шасси было взято удлиненное шасси от танка Т-24 (впоследствии Т-28), а для «триплекса ТАОН» — специальное шасси с использованием узлов создаваемого перспективного тяжелого танка (имелся ввиду танк Т-35). Причем из «триплекса ТАОН» ни 152-мм пушка, ни 305-мм мортира ещё не существовали, а «корпусный» вариант, вообще был отложен на два года. Таким образом, единственным оставшимся вариантом была боевая машина вооруженная 203-мм гаубицей Б-4.
В 1933 году на Опытном заводе Спецмаштреста под руководством Павла Сячинтова началось проектирование опытной самоходной установки для «триплекса ТАОН», вскоре получившей индекс СУ-14.
Первое шасси было готово в мае 1934 года, но из-за поломок трансмиссии, которую заимствовали от среднего танка Т-28, доводка продлилась до конца июля. В ходе заводской обкатки на шасси установили ствол орудия Б-4 «малой мощности». В таком виде СУ-14 отправилась на испытательный полигон.
Результаты этих испытаний не радовали: коробка передач сломалась, несколько траков треснули, а двигатель постоянно перегревался. И это без всяких пробегов на длинную дистанцию. Стреляла СУ-14 (вернее испытанная Б-4) хорошо, но очень медленно. Тяжелые снаряды приходилось поднимать при помощи неудобных кранов-лебедок, от каждого залпа машину сильно качало, ненадежной была и конструкция сдвижного пола-люка, который в ходе испытаний сломался.
На повторные испытания СУ-14 «явилась» уже с усиленными траками, улучшенной системой охлаждения, а также доработанной артсистемой. Ствол орудия малой мощности был заменен стволом большой мощности с лейнером. Теперь испытания начались с обкатки, но прошла СУ-14 только 34 км. Снова не выдержала коробка передач. Скорострельность орудия если и улучшилась, то незначительно.
Доделывать машину не имело смысла, скорее речь шла о полной переделке. Началось это мероприятие («капитальная модернизация» в терминах завода) 31 января 1935 г. Самоходка получила коробку передач и главный фрикцион от тяжелого танка Т-35, но артиллерийская часть изменений не претерпела. Тем не менее, с 5 апреля по 24 августа 1935 года во время специальных заводских испытаний модернизированный образец СУ-14 прошел более 500 км в различных условиях, продемонстрировав неплохие боевые и ходовые качества.
Однако, недостатков у машины было больше достоинств. Через шаровые амбразуры (для пулеметов ДТ) было невозможно вести огонь, также как невозможно быстро воспользоваться возимым боекомплектом, надежно блокируемым в походном положении телом орудия.
Новая САУ СУ-14-1
После очередной порции доработок конструкторский отдел Опытного завода разработал чертежи для постройки эталонного образна самоходной установки СУ-14-1, изготовленный в начале 1936 года. Он имел улучшенную конструкцию коробки передач, главного фрикциона, тормозов и бортовых передач. К тому же, на СУ-14-1 были перенесены в стороны от кабины водителя выхлопные трубы, и усовершенствованы опорные сошники.
Эталонный образец СУ-14-1 испытывался пробегом (около 800 км) с апреля по сентябрь 1936 года и с 28 апреля по 29 ноября 1936 года стрельбой на НИАПе.
В конце ноября 1936 года для испытания самохода в пушечном варианте, с Уралмашзавода и завода «Баррикады» доставили 152-мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2 (на обе имевшиеся самоходки — СУ-14 и СУ-14-1). В феврале 1937 года начались испытания и результат, за долгие годы мытарств САУ СУ-14, наконец-то удовлетворил всех. Сразу была запланировано изготовление в том же 1937 г. ещё 5 самоходок под индексом СУ-14-Бр2 (со 152-мм пушкой Бр-2), а в будущем 1938 г., довести число изготовленных машин до сотни. Перспективы рисовались громадные, предусматривающие, через пару лет, уже и изготовление СУ-14-Бр5, вооруженной 280-мм мортиры…
Дальнейшая судьба САУ СУ-14
А следом за этим последовал арест главного конструктора Павла Сячинтова (якобы за контрреволюционную деятельность), и расстрел. Случилось 6 мая 1937 года — раньше, чем успели построить хотя бы установочную партию серийных СУ-14.
Выстрел покончил не только с выдающимся конструктором, но и с его детищем: дальнейшие работы по СУ-14 были свернуты, а два построенных образца передали на хранение, на военный склад №37.
У самоходок был «второй шанс», правда довольно призрачный. В декабре 1939 года, во время советско-финской войны, при штурме «Линии Маннергейма», РККА очень могли бы помочь бронированные мобильные платформы для тяжелых артиллерийских систем. Обе СУ-14 сняли с хранения, обшили дополнительными листами брони и приступили к новой череде испытаний.
По замыслу бронированная «черепаха» должна была подходить к ДОТам противника на расстояние до 2 км и расстреливать их «в упор» (по меркам калибра СУ-14, естественно). Однако, «черепаха», вес которой достиг 64 тонн, еле ползла под тяжестью пяти сантиметровых броне плит, была очень неповоротлива, и грозила буквально развалиться под собственной тяжестью. В итоге, вместо передовой, обе СУ-14 были во-второй раз отправлены на хранение.
Стоит заметить, что свою войну обе машины все-таки получили. И СУ-14 и СУ-14-1, дислоцируясь в подмосковной Кубинке осенью 1941 года, вели огонь по наступающим гитлеровским частям с дальних дистанций.
Одна из двух машин (СУ-14-1) дожила до наших дней и экспонируется в танковом музее в Кубинке.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет