Характеристики тяжелого танка Т-35

Тяжелый танк Т-35 (СССР)
Страна: СССР
Тип: тяжелый танк
Дата выпуска: 1932 год
Длинна: 9,72 м
Ширина: 3,2 м
Высота: 3,43 м
Броня, лоб: 30 мм
Броня, борт: 20 мм
Броня, башня: 20 мм
Экипаж: 11 человек
Двигатель: М-17М, 500 л.с.
Дальность хода: 150 км (по дороге)
Максимальная скорость: 30 км/ч (по дороге)
Масса:50 т
Вооружение:1х 76-мм КТ-28 (96 снарядов), 2× 45-мм 20К (220 снарядов), 6× 7,62-мм пулеметов ДТ (10080 патронов)

[snip text=»Советский тяжелый многобашенный танк Т-35. История создания, характеристики и боевое применение»]

Мечта о Змее Горыныче

Не будет преувеличением сказать, что тяжелый танк Т-35 это апофеоз конструкции многобашенного танка. История которая началась с Т-24 и продолжилась с Т-28, получила здесь наибольшее развитие. Настоящий сухопутный линкор, Т-35 стал вершиной развития советского многобашенного танка, однако, это была последняя из подобных машин — самый заманчивый путь оказался в итоге тупиковым.

В декабре 1930 года, когда Управление моторизации и механизации РККА заключило с Главным конструкторским бюро Орудийно-пулеметного объединения договор на разработку проекта тяжелого танка прорыва, получившего обозначение Т-30.

Предполагалось, что это будет 50 тонная машина, вооруженная двумя 76-мм орудиями и пятью пулеметами. Но отсутствие отечественного опыта танкостроения не позволило создать даже проекта полноценной боевой машины такого класса. В начале 1932 года, после выполнения эскизных чертежей и постройки деревянной модели танка все работы по Т-30 были прекращены, ввиду его несостоятельности, как боевой машины.

Не увенчалась успехом и попытка Автотанкодизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) разработать до 1931 года проект танка прорыва, массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность серийной постройки такой машины.

Т-35 внушает уважение, не так ли?

Танк Т-35 внушает уважение, не так ли?

КБ получило от УММ РККА задание «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ». Этой машине присвоили индекс Т-35.

При проектировании танка Т-35 учитывался полуторалетний опыт работы над ТГ-1, а также результаты испытаний немецких танков «Grosstractor» на полигоне под Казанью и развединформация комиссии по закупке бронетанковой техники в Великобритании.



Т-35 идет опытным путем

Сборку первого прототипа тяжелого танка, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям УММ РККА во главе с Бокисом. На присутствующих машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 оказался похожим на английский опытный пятибашенный танк А1Е1 «Independent» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году.

В главной башне Т-35-1 должна была размещаться 76-мм танковая пушка, повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. Но из-за отсутствия орудия, в танке был смонтирован только его макет. В четырех малых башнях, одинаковой конструкции, по диагонали располагались две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ, установили в лобовом листе корпуса.

Ходовая часть машины состояла из шести опорных катков среднего диаметра на борт, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески немецкого танка «Grosstractor» фирмы «Krupp». Однако советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески, примененной на немецком «Grosstractor».

Сухопутный линкор Т-35

Сухопутный линкор — тяжелый танк Т-35

Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ-1. Она состояла из карбюраторного двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов.

Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения чрезвычайно легким. Правда в ходе испытаний выявился ряд недостатков в силовой установке танка. Кроме того, стало ясно что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому работы по Т-35-1 прекратили и в конце 1932 года опытный образец передали Ленинградским бронетанковым курсам усовершенствования командного состава  для подготовки командиров.

В феврале 1933 года танковое производство завода «Большевик» было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. На нем КБ Н. В. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел, который и занялся с учетом недостатков первого, разработкой второго опытного образца танка, названного Т-35-2. По личному указанию И. В. Сталина была произведена унификация главных башен Т-35 и T-28. Т-35-2 получил также новый двигатель М-17, другую трансмиссию и коробку передач. В остальном же он практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта и настоящей 76,2-мм пушки ПС-3.

Параллельно со сборкой Т-35-2 в ОКМО велась разработка чертежей серийного танка Т-35А. Причем Т-35-2 рассматривался лишь как переходная модель, идентичная серийному образцу лишь в части трансмиссии. В соответствии с Постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 было передано на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда, в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытания машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.

Начало производства Т-35

Т-35А значительно отличался от обоих прототипов. Танк имел удлиненную на одну тележку ходовую часть, малые пулеметные башни новой конструкции, средние башни увеличенного размера с 45-мм орудиями 20K, измененную форму корпуса. По существу это была уже новая машина.

тяжелый танк Т-35

Советский тяжелый танк Т-35

В соответствии с Постановлением Правительства СССР от 25 октября 1933 года, ХПЗ должен был к 1 января 1934 года изготовить пять танков Т-35А и один Т-35Б (с двигателем М-34). К указанному сроку полностью готовым оказался только один танк, а еще три, хотя и были на ходу, но не имели вооружения и внутреннего оборудования. Что касается Т-35Б, то его так и не построили, хотя вопрос о производстве этой машины поднимался в течение полутора лет.

По плану на 1934 год, ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. Причем, учитывая сложность танка, УММ РККА заключило с ХПЗ договор на эти машины, как на первую опытную партию. В процессе освоения производства, завод, по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но, несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. До этого ни один завод в СССР, в массовых количествах, эту сталь не производил, ХПЗ был первым. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным.

В 1937 году ХПЗ приступил к проектированию Т-35 с коническими башнями. Выпуск таких танков начался на ХПЗ с конца 1938 года. Всего же за 1932—39 гг. было изготовлено 63 танка Т-35.

Состав и размещение вооружения Т-35 оптимальны для многобашенного танка. Пять башен расположенных в два яруса позволяли сосредоточить массированный огонь из 76-мм, одной 45-мм пушек и трех пулеметов вперед назад или на любой борт. Однако столь большая огневая мощь потребовала увеличения числа членов экипажа и усложнения конструкции танка.

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года в РККА имелся 41 танк Т-35:

  • 27 — в уже упомянутой танковой бригаде
  • 1 — на Казанских бронетанковых курсах усовершенствования технического состава (КБТКУТС)
  • 2 — на НИБТ полигоне в Кубинке
  • 1 — в 3-й тяжелой танковой бригаде в Рязани
  • 1 — при Военной академии моторизации и механизации (ВАММ) в Москве
  • 1 — в Орловской бронетанковой школе
  • 1 — на ЛБТКУКС (Т-35-1)
  • 1 — в Ленинградской школе танковых техников
  • 1 — в Институте № 20 (с системой централизованной наводки)
  • 5 — на ХПЗ.

Тяжелый танк Т-35 был особо ценен даже не как боевая единица, а как символ военной мощи СССР, недаром без него не обходился ни один парад того времени, и именно изображение Т-35 (наряду с истребителем И-16) украшало лицевую сторону медали «За отвагу». Само собой такие танки старались беречь и комплектовать самыми лучшими экипажами. Впрочем, стоит отметить, что Т-35 действительно требовал к себе повышенного внимания и высокой квалификации танкистов. В полевых условиях отремонтировать тяжелый пятибашенный танк было делом очень сложным, а ремонта Т-35 требовал довольно часто. Поломки раздаточной коробки или трансмиссии почти гарантировано приводили к тому, что танк приходилось бросать. Что и говорить, если большая часть всех потерянных в начале войны Т-35 были не боевыми потерями, а потерями вследствие поломки на марше.

Слабых мест у Т-35 хватало: плохая обзорность с места водителя, тяжелое управление, очень слабая проходимость по мягкому грунту, невозможность преодолеть подъем больше 17 градусов -далеко неполны их перечень. Единственное, за что танк хвалили все без исключения, была чрезвычайно удачная подвеска, благодаря которой Т-35 отличался плавностью хода и мог вести прицельный огонь на ходу.

тяжелый танк Т-35

тяжелый танк Т-35

Дальнейшая судьба танков Т-35

27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности, другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили «оставить на вооружении до полного износа, изучив вопрос об их экранировке до 50 — 70 мм».

В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа.

Боевая карьера танка Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 00:00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу, танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны, не оказав никакого влияния на ход боевых действий начального периода Великой Отечественной войны.

Такое свидетельство о боевой эффективности Т-35 оставил потомкам сапер А.П.Грязнов в своей тетради:

«День на третий от начала войны я увидел, как на германца пошли наши танки – две штуки, большие такие, как на «Отваге». Все в пушках и пулеметах, пять башен больших и маленьких! Они обогнали нас где-то возле Дубно. Только они вперед ушли, как на нас сбоку с десяток немецких танков навалились. На пятибашенных внимания они не обратили – сразу на нас, да на пехоту. А наши «крейсеры» уползли себе своей дорогой. Немецких танков они так и не увидели. Не успели мы оглянуться, как из нашего тыла в немецкий тыл перешли. Потом помню, один такой «крейсер» пытался к своим пробиться. Он и смог бы наверное, немцев не было, да застрял на выезде из речки. Мы побежали танкистам помочь. Подошли ещё два наших легких танка. Пытались большой вытянуть на берег двумя тросами – троса оборвали. Потом с тяжелого поснимали всё, что можно было, слили бензин, поломали оставшееся, сели на легкие и уехали братки-танкисты. А про нас и забыли.»

Два уцелевших Т-35 принимали участие в знаменитом московском параде 7 ноября 1941 года, однако, чисто для поднятия боевого духа. На фронт они не попали и с брусчатки Красной Площади отправились в тыл, где до конца войны служили для обучения танковых экипажей.

Всего было построено 63 танка Т-35.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет