[snip text=»Краткая справка: Истребитель ОКБ Яценко И-28 — не случившаяся замена для советских МиГов и Яков периода начала Великой Отечественной войны. История создания, характеристики, конструкция и эксплуатация самолета»]
История создания истребителя И-28
Советский истребитель И-28 тесно связан с одним из старейших российских авиаконструкторов Владимиром Панфиловичем Яценко. Карьеру Владимир Панфилович начал в 1915 году с работы в самолетостроительной фабрике летчика-конструктора В.В. Слюсаренко, затем воевал в Гражданской войне, был авиамехаником и бортмехаником, летчиком-наблюдателем, наконец, инструктором. С 1924 г. работал под руководством Николая Поликарпова и принимал участие в проектировании целого ряда самолетов, среди которых были И-3, ДИ-2, У-2, Р-5.
В 1929 г., уже в качестве руководителя группы конструкторов в ЦКБ, В.П. Яценко руководил созданием опытного истребителя и тяжелого бомбардировщика ТБ-5, а позже, в ОКБ СА Кочеригина, спроектировал и контролировал постройку двухместного истребителя ДИ-6.
Таким образом, к созданию полностью «своего» самолета-истребителя, под обозначением И-28, Владимир Панфилович подошел с солидным багажом знаний и навыков. Разработка началась в 1937 году. Машина имела мощное вооружение (2х 12,7-мм и 2х 7,62-мм пулемета), цельнодеревянную конструкцию, крыло типа «обратная чайка», и проектировалась специально под перспективный авиационный двигатель М-90, мощностью 1750 л.с.
Учитывая солидный запас мощности, истребитель мог без проблем нести мелкокалиберные бомбы и реактивные снаряды РС-82, а его вооружение планировалось в дальнейшем усилить 20-мм пушкой вместо мелкокалиберных пулеметов. Иными словами, И-28 задумывался скорее как многофункциональный фронтовой самолет — способный выполнять как истребительные, так и штурмовые задачи.
Эксплуатация истребителя И-28
Жизнь, однако, внесла свои коррективы — мотор М-90 серьезно «опаздывал» по срокам, поэтому вместо 1750-сильного, пришлось ставить на прототип в два раза уступающий ему М-87А мощностью 950 л.с. Однако даже это ограничение не помешало новой машине показать весьма приличные результаты — при взлетной массе в 2666 кг истребитель И-28 развивал скорость 545 км/ч, его практический потолок равнялся 10 500 м, а дальность полета составила 800 км.
Второй экземпляр с чуть более мощным М-87Б (1000 л.с) показал ещё более лучшие результаты, истребитель был признан перспективным… но с оговорками: весьма ограниченный запас топлива, неудовлетворительные устойчивость и маневренность, ненадежность вооружения — все эти недостатки нуждались в скорейшем исправлении.
Заочно, в 1939 году И-28 приняли к серийному производству на Саратовском заводе, прекратившем в связи с этим выпуск разведчика Р-10 и его гражданского варианта ПС-5. Однако внедрение И-28 шло тяжело, освоить производство самолета цельнодеревянной конструкции было совсем непросто.
Тем временем, во время полета опытного экземпляра И-28, при выполнении пикирования с высоты 8000 м, произошла авария. На скорости 725 км/ч оторвалась панель капота и разрушила хвостовое оперение истребителя. Пилота спасло лишь то, что фонарь кабины был открыт, и его просто выбросило из кабины. Несмотря на временную потерю сознания, ему удалось быстро придти в себя и раскрыть парашют. Летчик был спасен, а вот для И-28 это было смертельным приговором.
До выяснения причин аварии серийное производство истребителя было остановлено. К этому времени из 30 заказанных истребителей успели выпустить всего пять машин с двигателями М-88. Как было установлено, разрушение капота произошло от аэродинамических перегрузок, возникших при пикировании, однако точных методов расчета, исключающих этот конструктивный недостаток, в то время ещё не существовало. Проект окончательно «завис», а тут, почти одновременно, на испытания вышли новейшие истребители ЛаГГ-1, МиГ-1 и Як-1. Хотя И-28 не уступал не одному из них (и даже, частично, превосходил), все они имели по сравнению с ним одно преимущество — их конструкция не требовала серьезных доработок.
Летом 1940 года, истребитель И-28 был окончательно снят не только с программы серийного производства, но даже с доводки. А что же Владимир Яценко? Ему предстояло ещё долго послужить на славу отечественной авиации — в июле 1941 г. именно Владимиру Панфиловичу удалось наладить массовое производство истребителя МиГ-3, а впоследствии именно этот выдающийся авиастроитель стал заместителем А.И. Микояна.
Характеристики И-28 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 1х М-87Б, мощностью 1000 л.с. |
Максимальная скорость: | 566 км/ч |
Практический потолок: | 10800 м |
Дальность полета: | 800 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 2730 кг |
Размах крыльев: | 9,6 м |
Длина: | 8,54 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 2х 7,62-мм пулемета ШКАС, 2х 12,7-мм пулемета БС, до 100 кг бомб или 4 РС-82 |
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет