Сайт рекомендован для аудитории 16+

Разведывательный самолет Р-5 (СССР)



«Краткая справка: Советский разведывательный самолет Р-5 - первый коммерчески-успешный военный самолет СССР, который мог не только корректировать огонь артиллерии, но и неплохо зарекомендовал себя при спасении челюскинцев»

Разведывательный самолет Р-5

Разведывательный самолет Р-5

Авиаразведчик Р-5: самолет-легенда

В 1928 году под руководством Николая Николаевича Поликарпова был создан самолет Р-5 – двухместный полутораплан смешанной конструкции. Советская промышленность к тому времени, мягко говоря, была не готова к выпуску сверхсовременных самолетов, поэтому за основу авиаразведчика была взята концепция разведчика-биплана созданная ещё в начале 20-х.

Впрочем, Р-5 не смотря на это, а также то, что его фюзеляж был выполнен из дерева и обтянут перкалем, на международном конкурсе в Тегеране, проводившемся в 1930 году, самолет был признан лучшим разведчиком, опередив все зарубежные аналоги. Именно эта победа принесла Р-5 и ещё один титул — первый советский авиаразведчик поставляемый на экспорт.

Дальше-больше — именно на самолетах Р-5 были эвакуированы с дрейфующей льдины челюскинцы — 83 человека были вывезены за 21 рейс! За этот подвиг, летчиков М.Водопьянова, Н.Каманина и В.Молокова наградили звездами Героя Советского Союза — первыми геройскими звездами СССР!

Характеристики Р-5

Разведывательный самолет Р-5 (СССР)
Страна: СССР
Тип: Разведывательный самолет
Год выпуска: 1928 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х М-17Ф на 500 л.с.
Максимальная скорость: 225 км/ч
Практический потолок: 5940 км
Дальность полета: 800 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 2997 кг (в нагрузку до 3230 кг)
Размах крыльев: 15,5 м
Длина: 10,56 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение:3х 7,62-мм пулемета ПВ (или ШКАС) , до 500 кг бомб

Боевое применение самолета-разведчика Р-5

В 1933 году начался новый этап карьеры этого самолета — военный. Тогда, Р-5 по приглашению китайского правительства приняли участие в подавлении мятежа в провинции Синьцзян. Следующая «горячая точка» — Испания, 1936 год. Затем — бои у озера Хасан в 1938 г., и у реки Халхин-Голле в 1939 году. Казалось, что советско-финляндская война 1939-40 годов станет последним этапом итак уже достаточно длинного пути авиарзведчика, однако ему ещё было суждено повоевать.

Самолеты Р-5 последних модификаций активно использовались в начальный период Великой Отечественной войны в качестве легких ночных бомбардировщиков для действий по наземным войскам противника. По постановлению ГКО осенью 1941 года было сформировано 27 авиаполков, вооруженных самолетами Р-5, и 5 полков с машинами Р-Z. Только пилоты 606-го легкобомбардировочного авиаполка, в составе которого насчитывалось 20 разведчиков Р-5, за месяц боев под Москвой произвели 800 ночных и дневных вылетов, сбросив больше 7000 бомб различного калибр.

Конечно потери были ужасными — тихоходные и небронированные, Р-5 становились легкой добычей истребителей, поэтому как только это стало возможно, вылеты импровизированных ночных бомбардировщиков прекратили. Впрочем, с неба Р-5 не исчезли — до самого 1944 года их использовали для снабжения партизанских отрядов и перевозки грузов. Машина оказалась столь надежна, что некоторые Р-5 не только успешно пережили войну, но нашли применение в гражданской авиации уже после победы!

За время серийного производства с 1931 по 1937 год изготовлено приблизительно 7000 авиаразведчиков Р-5. Кроме упоминавшихся выше функций собственно разведчика, транспорта, ночного бомбардировщика, Р-5 применяли и как учебный самолет, и даже как транспорт для десантных планеров.



Разведывательный самолет Р-5

Разведывательный самолет Р-5

Основные модификации самолета Р-5

Р-5 опытный, 1938 г. На опытном экземпляре устанавливался двигатель БМВ-VI мощностью 680 л.с.

Р-5 серийный. С 1931 года самолет стоился большими сериями на заводе №1. Устанавливался двигатель М-17Б (680 л.с.), в 1934 году он был заменен на М-17Ф (715 л.с.). Конструкция Р-5 имела большой ресурс, обладала достаточной прочностью, отличалась продуманностью и добротностью выполнения. Самолет широко применялся в ВВС и народном хозяйстве СССР.

Р-5Ш – штурмовик (1931 год). Отличался мощным вооружением: устанавливались четыре пулемета ПВ-1 (по два на каждом нижнем крыле в обтекателях), один синхронный ПВ-1 и два спаренных ДА на турели. Бомбовая нагрузка – до 500 кг. Впоследствии крыльевые ПВ были заменены на восемь ШКАС (по четыре на крыло). Строился серийно, выпущено несколько сотен экземпляров. Применялся в военных действиях в Испании и на Дальнем Востоке.

Р-5а (МР-5) – морской разведчик (1931 год). Двухпоплавковый вариант Р-5, без специального усиления конструкции, с увеличенным вдвое воздушным килем и устройством запуска двигателя на воде. Поплавки деревянные, по образцу летающей лодки Ш-2.

Р-5Т – торпедоносец (1933 год). Самолет переделан в одноместный, с увеличенным вертикальным оперением (аналогично поплавковому). Шасси изменено для подвешивания торпеды или бомбы крупного калибра. В 1935 году построена серия в 50 машин, которые применялись в морской авиации на Дальнем Востоке до 1938 года.

Р-5ССС (скоростной, скороподъемный, скорострельный) – вариант Р-5, модернизированный с целью улучшения летных качеств и усиления вооружения. Были установлены форсированный мотор М-17Ф и обтекатели на колеса. Пулеметы ПВ-1 заменены на ШКАС. В варианте штурмовика на нижних крыльях устанавливались четыре пулемета дополнительно. Строился серийно. Использовался как разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик, в Аэрофлоте – для перевозки почты и грузов. Скорость – 249 км/ч.

Р-5 "Лимузин"

Р-5 «Лимузин»

Р-Z. В 1935 году по инициативе группы инженеров завода, выпускавшего серийно Р-5, на его основе был спроектирован и построен новый разведчик, которому присвоили наименование Р-Z. Отличительными особенностями самолета были меньшие размеры, закрытая кабина со сдвижным фонарем и экранированная турель в общем обтекателе. Устанавливался двигатель М-34Н (850 л.с.). Летно-технические данные улучшились, однако техника пилотирования стала более сложной, скорость – 316 км/ч. Р-Z строился крупными сериями с 1935 года. Он стал последним серийным разведчиком-бипланом в Советском Союзе. Весной 1937 года выпуск его был прекращен.

Р-5 («лимузин») (переделка 1931 года, малая серия 1933 года, экземпляр 1935 года и два АРК-5) – почтово-пассажирские варианты, строившиеся для Гражданского воздушного флота. Они отличались общим целлулоидным фонарем, закрывавшим кабины пилота и двухместную пассажирскую, оборудованную 2-3 креслами.

П-5 и П-5а (почтовый – пятый). По мере снятия с вооружения Р-5 передавались в гражданскую авиацию. Пространство за и под второй кабиной оборудовалось под отсеки для грузов общей массой до 400 кг. С лета 1930 года на самолетах П-5 в крупнейшие города доставляли часть тиража газеты «Правда» в день ее выхода в Москве, а с 1931 года – матрицы, с которых тиражировалась газета. В 1932-38 годах большая часть авиапочты перевозилась самолетами П-5.

ПР-5 – пассажирский Р-5. В 1935 году главный инженер мастерских ГВФ под Москвой А.Н.Рафаэлянц переконструировал П-5. Силовая установка, коробка крыльев, оперение и шасси остались неизменными. Переделке подверглась средняя часть фюзеляжа. Кабина летчика была закрытой, со сдвижным фонарем и выходом справа. Четырехместная пассажирская кабина размещалась в расширенном фюзеляже овального сечения, дверь в нее – в левом борту. Обе кабины отапливались и вентилировались. Самолет успешно прошел испытания. В 1936 году было начато его серийное производство.
В дальнейшем для сохранения центровки, верхнее крыло сместили назад на 100 мм. Самолет продолжал выпускаться под новым обозначением ПР-5бис. Всего было изготовлено около 210 экземпляров ПР-5 и ПР-5бис, которые эксплуатировались на авиалиниях до начала Великой Отечественной войны.

П-Z (пассажирский – Z) – почтово-транспортный вариант самолета Р-Z (двигатель М-34НБ), снятого с вооружения уже в 1936 году. Для нужд ГВФ было переоборудовано около двухсот машин. Этот тип самолета оказался менее надежным, чем П-5 и к концу 1938 года почти все П-Z были списаны.

 

 


Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии