Характеристики МБР-7 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Гидросамолет |
Год выпуска: | 1939 г. |
Экипаж: | 2 человека |
Двигатель: | 1 х М-103А мощностью 960 л.с. |
Максимальная скорость: | 376 км/ч |
Практический потолок: | 8850 м |
Дальность полета: | до 1215 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 3200 кг |
Размах крыльев: | 13 м |
Длина: | 10,6 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 2х 7,62-мм пулеметы ШКАС + до 500 кг бомб |
Перед самой войной руководство страны озаботилось созданием различных самолетов морского базирования, летающих лодок. За основу были взяты закупленные за рубежом машины, однако и собственные разработки не прекращались ни на миг.
Разработка гидросамолета МБР-7
В 1938 году, одновременно с разработкой морского дальнего разведчика МДР-5 в ОКБ Горгия Михайловича Бериева было начато проектирование нового ближнего разведчика, получившего обозначение МБР-7.
Самолет являлся развитием МБР-2, однако имел ряд существенных отличий. Он проектировался как двухместный гидросамолет под установку двигателя М-103А. Размеры, площадь крыла и полетная масса новой машины были значительно меньше, чем у МБР-2.
Самолет имел смешанную конструкцию. Каркас хвостовой и носовой частей крыла, горизонтальное оперение и руль направления были выполнены из дюралюминия. Обшивка – полотняная, на аэролаке. Были улучшены аэродинамические характеристики, применена более рациональная компоновка.
По схеме МБР-7 представлял собой летающую лодку со ставшим уже традиционным крылом типа «чайка», подкрыльными поплавками и трехлопастным винтом изменяемого шага. Двигатель устанавливался на стойках высоко над центропланом. Интересен тот факт, что в ходе постройки и испытаний форма и расположение реданов корпуса лодки менялись восемь раз.
Испытания МБР-7.
9 апреля 1939 года начались заводские испытания. С целью выявления степени продольной устойчивости самолета проводились пробежки по воде, в ходе которых выяснилось, что на малых скоростях реактивный момент от винта опрокидывает машину на левое крыло. Для устранения этого дефекта были изменены угол и высота установки каплеобразных поплавков, применены скульные накладки. Кроме того, носок воздушного киля был повернут вправо по направлению полета на 4°, а у второго редана установлен управляемый водяной руль. Было сделано 12 пробежек по воде до скорости отрыва 100-110 км/ч.
В ходе испытаний выявился ряд конструктивных недостатков. Так, поскольку разбег происходил при малых углах хода, самолет выбрасывало из воды на скорости, близкой к взлетной. При посадке после касания водной поверхности двумя реданами машина резко подпрыгивала на высоту 2-3 м и, коснувшись воды вторично, сильно раскачивалась при пробеге.
Для улучшения взлета первый редан был перенесен вперед на 32 см. Дальнейшие полеты показали, что взлет стал нормальным. Однако поведение самолета при посадке оставалось прежним. Первое касание воды было мягким, затем самолет взмывал вверх на высоту до З м и второе касание сопровождалось резким ударом о днище лодки. Подобное явление впервые встретилось в практике отечественного морского самолетостроения. Было опробовано семь вариантов увеличения поперечного сечения носовой части днища, проводился поиск наиболее рациональных обводов лодки. Уменьшение полетного веса и отклонение щитков для снижения посадочной скорости также не изменили ситуацию к лучшему.
Тем не менее заводские испытания были продолжены. Новый морской разведчик оказался простым в пилотировании и при меньшем полетном весе имел значительно более высокие характеристики, чем МБР-2.
Весной 1940 года начались испытания дублера МБР-7, на котором частично удалось устранить выявленные на первой машине дефекты. Были отмечены хорошая поперечная устойчивость самолета на всех режимах и отсутствие вибрации. Безотказно работала винтомоторная группа. Однако избавиться от ударов лодки о воду не удалось. Несмотря на это, гидросамолет МБР-7 был допущен к государственным испытаниям.
26 октября 1940 г., в день вылета в Севастополь для продолжения испытаний, погода резко ухудшилась. Полет можно было перенести, но метеопрогноз на ближайшие дни был неблагоприятным, и летчик все же решил лететь.
Во время разбега при очередном прыжке машина, не набрав достаточной скорости, упала и перевернулась. К счастью, летчик и штурман остались живы. Стало ясно, что конструктивные дефекты МБР-7 устранить не удастся, и все работы по нему были прекращены.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
Источники: В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.