[snip text=»Краткая справка: Немецкий бомбардировщик ближнего радиуса Дорнье 17 (Do.17), отличавшийся крайней медлительностью и потому, в основном, применявшийся как учебная машина «]

Средний бомбардировщик Дорнье 17

Средний бомбардировщик Дорнье 17

 

Создание бомбардировщика Дорнье 17 (Dornier 17)

Немецкий средний бомбардировщик Do-17 первоначально задумывался как вполне мирный самолет для курьерской службы и пассажирских перевозок. Первый вариант этой машины поднялся в воздух 23 ноября 1934 года. Однако первые Do-17 для мирной жизни были признаны негодными, чему виной были черепашья скорость (330 км/ч обеспечивали 2 двигателя BMW I по 660 л.с.), малая вместимость, узкий фюзеляж и неустойчивое поведение в полете. Три построенные образца вернули изготовителю и на машине уже собирались ставить крест, как вдруг «Дорнье-17» заинтересовал военных.
Чертеж бомбардировщика Дорнье 17

Чертеж бомбардировщика Дорнье 17

В кратчайшие сроки Do-17 переделали — стабилизировали в полете за счет разнесенного оперения, увеличили скорость установкой более совершенных двигателей, и в целом, получили от люфтваффе добро на закупки этой машины. Серийное производство бомбардировщика началось в декабре 1936 года, а в начале 1937 года он был принят на вооружение.
Выпускались «Дорнье-17» с 1936 по 1940 г.г. на заводах «Дорнье» в Левентале, Манцеле и Аллмансвейлере, «Зибель» в Галле, «Хеншель» в Берлине. Также производился (по лицензии) в Югославии и поставлялся в Болгарию, Венгрию, Финляндию и Хорватию.

Конструкция и модификации бомбардировщика Дорнье 17

Do-17 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателя воздушного охлаждения. Фюзеляж набирался из шпангоутов и был обшит листами из лёгкого сплава, крыло имело двухлонжеронную конструкцию с частично металлической, а частично тканевой обшивкой. Фюзеляж Дорнье-17 был таким узким, что среди германских пилотов, самолет получил прозвище «летающий карандаш», в то время как испанцы называли его, по тем же причинам, «треска».

Характеристики Дорнье Do.17

Бомбардировщик Дорнье 17 (Do.17)
Страна: Германия
Тип: Средний бомбардировщик
Год выпуска: 1936 г
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 2х BMW Брамо-323, по 1000 л.с.
Максимальная скорость: 410 км/ч
Практический потолок: 8200 м
Дальность полета: 1160 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 8800 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 18 м
Длина: 15,8 м
Высота: 4,6 м
Площадь крыла: 53,3 кв.м.
Вооружение:4х 7,92-мм пулемет MG-17, 1000 кг бомбовой нагрузки

Характеристики приведены для бомбардировщика Дорнье 17Z

  • Do-17E — бомбардировщик с двигателями BMW-VI. Бомбовая нарузка 750 кг. Оборонительное вооружение состояло из 2х 7,9-мм пулемётов.
  • Do-17F — самолет-разведчик с экипажем из 3 человек.
  • Do-17K — экспортный вариант для Югославии с удлинённой носовой частью и двигателями GR14N1/2. Оборонительное вооружение состояло из 20-мм пушки и 4х 7,69-мм пулемётов.
  • Do-17M — югославский лицензионный бомбардировщик с увеличенной до 1000 кг бомбовой нагрузкой, электроподъемником шасси, удлинённым фюзеляжем и двигателями «Брамо-323A-1». Количество пулемётов увеличено до 3.
  • Do-17Z — бомбардировщик с изменённой носовой частью. Отличался двигателями «Брамо-323». Количество пулемётов увеличено до 4.
  • Do-17Z-4 — учебно-тренировочный самолет Do-17Z.
  • Do-17Z-6 «Кауц» — тяжёлый истребитель на базе Do-17Z, с носовой частью заимствованной от Ju-88C-2. Выпускался в 1940-1941 годах, на борту была установлена инфракрасная аппаратура (тепловизор) для обнаружения вражеских самолетов.
  • Do-17Z-10 «Кауц II» — тяжёлый ночной истребитель с двигателями «Брамо 323P», новой носовой частью с 4х 7,9-мм пулемётами и 2х 30-мм пушками. Также был снабжен тепловизором. Выпускался в 1941 году.
  • Do-215 — разведчик-бомбардировщик (первоначально экспортный) на базе Do-17Z с двигателями DB-601A.
  • Do-17U — воздушный командный пункт с экипажем из 5 человек.
Истребитель-перехватчик Do-17Z-10

Истребитель-перехватчик Do-17Z-10

Боевое применение бомбардировщика Дорнье-17

В боевых условиях Do-17 впервые применён весной 1937 года в Испании и буквально тут же показал свою не слишком-то пугающую эффективность — и скорость и оборонительное вооружение делали Дорнье-17 слабой машиной, не способной противостоять испанским истребителям И-16 и даже И-15.



Тем не менее, бомбардировщик непрерывно совершенствовался и успел повоевать вдоволь — Do-17 активно применялся немцами против Польши, Норвегии, Великобритании, Греции, а во время вторжения в Югославию, воевал с обеих сторон фронта. Использовался Do-17 и на Восточном фронте в 1941 году, но чаще как разведчик, а не как бомбардировщик. Любопытно, что ещё в марте 1941 года пара совершенно исправных «Дорнье-17» приземлилась на советских аэродромах, была изучена, самолеты были признаны устаревшими и неудобными, а затем переданы обратно немецкой стороне.

Бомбардировщик "Дорнье-17Z"

Бомбардировщик «Дорнье-17Z»

В люфтваффе Do-17 служили до 1945 года, но в качестве вспомогательных или учебных самолетов. Дольше всего старики продержались на вооружении Болгарии (до 1946 года) и известными своей рачительностью финнами (до 1948 года).

 

 


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, а также по книге «Истребители Второй мировой войны 1939-1945». АВИАМ, 1994