[snip text=»Краткая справка: Советский средний бронеавтомобиль БА-10 — колесный танк Великой Отечественной войны. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»]
Содержание
История создания и конструкция бронеавтомобиля БА-10
Средний бронеавтомобиль БА-10 это дальнейшее развитие пушечных бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6, созданный в 1938 году на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина. Корпус и башня БА-10 идентичны таковым от БА-6М (но с улучшенными охлаждением двигателя и системой вентиляции), но в качестве ходовой базы использовано укороченное на 60 см шасси грузовика ГАЗ-ААА. Это шасси было изготовлено специально для бронеавтомобиля и имело усиленную переднюю ось с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии.
Колеса бронеавтомобиля имели пулестойкие шины ГК. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных лент типа «Оверолл», надеваемых на задние колеса.
Вооружение БА-10 аналогично вооружению БА-6.
Боевое применение бронеавтомобиля БА-10
Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 это конфликт у реки Халкин-Гол. 203 автомобиля этого типа успешно вели действия против японских войск, прекрасно справляясь не только с задачами поддержки пехоты, но и уничтожая танки и укрепления противника:
Утром 3 июля 1939 года около 40 японских танков атаковали позиции разведбатальона бригады, где стояла одна рота из 12 БА-10 из 9-й мотоброневой бригады. При виде такого количества танков рота начала отход, но подоспевшими командиром и комиссаром бригады была остановлена и «поставлена на позицию с башнями, выдвинутыми из-за укрытия. Тем временем танки противника подошли к нашей обороне на 800—1000 м. Броневики открыли сильный огонь по танкам. Противник, в свою очередь, открыл огонь из 57-мм пушек. Завязался артиллерийский бой, который длился более двух часов. Противник, оставив девять танков, отошел. На участке 149-го стрелкового полка противник также понес потери и его атака была неудачной. Всего японцы потеряли 19 танков, не имея ни малейшего успеха и не нанося потерь нашим войскам.
Не менее успешно действовали они и в советско-финскую и в Великую отечественную войну, причем не только на начальном её этапе. Вот свидетельство относящееся к 1943 году — когда советская сторона и легкие танки-то в бой старалась не пускать:
Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 бронеавтомобилей БА-10 с широкими гусеничными лентами «Оверолл», устремились на врага. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.
Некоторые БА-10 провоевали до конца войны — при грамотном применении, в качестве средства разведки, боевого охранения, поддержки огнем, это были прекрасные и мощные машины, вполне способные бороться даже с танками.
Характеристики среднего бронеавтомобиля БА-10 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Средний бронеавтомобиль |
Дата выпуска: | 1938 г. |
Длинна: | 4,45 м |
Ширина: | 2,1 м |
Высота: | 2,47 м |
Броня, лоб: | 10 мм |
Броня, борт: | 10 мм |
Броня, башня: | 10 мм |
Экипаж: | 4 человека |
Двигатель: | 50 л.с. |
Дальность хода: | 260 км |
Максимальная скорость: | 52 км/ч |
Масса: | 5100 кг |
Вооружение: | 1х 45-мм пушка образца 1938 г. 20-К, 2× 7,62-мм пулемет ДТ |
Эксплуатация и модификации БА-10
Средний бронеавтомобиль БА-10 производился с 1938 по 1941 год. Всего было произведено 3291-3311 единиц этого броневика — больше, чем любых других советских бронеавтомобилей.
Известно две модификации бронеавтомобиля БА-10:
- БА-10 ЖД. Железнодорожный вариант — на автомобильные колеса надевались металлические бандажи с ребордами (на задние — сдвоенные колеса требовалось надеть бандаж только на одно колесо с каждого борта), средняя ось поднималась над полотном, руль фиксировался в нейтральном положении.
- БА-10М. Модернизированный вариант бронеавтомобиля выпускавшийся с 1940 года. Машина отличалась наружным расположением бензобаков, усиленной бронезащитой передней пулеметной установки и радиатора, а также новой радиостанцией 71-ТК-З.
Средний бронеавтомобиль БА-10, кроме армии СССР использовался армией Монгольской Народной республики, а также в качестве трофейного, в армиях Германии (по немецкой классификации это были Panzerspahwagen BA 203(r)), Румынии и Финляндии.
Причем в финской армии БА-10 изрядно задержался — несмотря на то, что финны располагали в лучшем случае 24 броневиками, на сегодняшний момент Финляндия единственная страна в мире имеющая 1 подлинный БА-10 сохранившийся до нашего времени. Неудивительно, учитывая то, что последний из БА-10 был списан у них в 1959 году. Заботливые финны даже модернизировали свои броневики — в 1943 году на них были установлены двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с.
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»