Сайт рекомендован для аудитории 16+

Крейсерский танк Mark VIII (A27M) Cromwell



Характеристики крейсерского танка Mark VIII Cromwell A27M

Крейсерский танк Mark VIII (A27M) Cromwell
Страна: Великобритания
Тип: Крейсерский танк
Дата выпуска: 1943 год
Длинна: 642 см
Ширина: 305 см
Высота: 205 см
Броня, лоб: 64 мм
Броня, борт: 32 мм
Броня, башня: 20-76 мм
Экипаж: 5 человек
Двигатель: 600 л.с.
Дальность хода: 280 км
Максимальная скорость: 64 км/ч
Масса:27,9 тонн
Вооружение:пушка 75 мм (64 выстр), пулеметы: 2х7,92, 1х7,7
«Английский крейсерский танк Mark VIII (A27M) Cromwell - история создания и боевого применения»

История создания крейсерского танка Mark VIII «Кромвель»

Крейсерский танк Mark VIII «Кромвель» разрабатывался фирмой BRCW c 1941 года для борьбы с новыми, хорошо защищенными немецкими танками типа Pz.V «Пантера» и Pz.VI «Тигр». Из-за трудностей с двигателями Meteor, первые танки Cromwell были готовы только во второй половине 1943 года. Основным производителем была фирма Leyland, но выпуском занимались также Metro, BRCW и Fowler.

Однако большую часть «кромвелей» не произвели заново, а просто модернизировав  уже существующие танки  Centaur A27L, установив на них моторы Meteor. На всем протяжении производства танка Mark VIII  Cromwell он постоянно модернизировался за счет установки нового вооружения и дополнительной броневой защиты, и в оригинальном виде до конца войны дошли считанные единицы.

Осенью 1943 года танки «Кромвель» начали поступать в войска, прежде всего в те части, которые должны были участвовать во вторжении на Европейский континент.

В первом эшелоне английских войск, принимавших участие в высадке в Нормандии, было три танковые дивизии. Больше всего «кромвелей» имелось в составе 7-й танковой дивизии «Desert Rats» («Пустынные крысы»). В 22-ю танковую бригаду входили три полка: 1-й и 5-й королевские танковые полки, 4-й полк иоменов графства Лондон (County of London Yeomanry). В них в общей сложности насчитывалось 130 танков «Кромвель III» и «Кромвель IV» и 15 «Кромвель VI». Этими машинами укомплектовали и разведывательный полк дивизии — 8-й королевский ирландский гусарский полк (The Kings Royal Irish Hussars).

Танк Mark-VIII (A27M) Кромвель

Танк Mark-VIII (A27M) Кромвель поздних модификаций. На башне видны дополнительно прикрученные броневые пластины.

В Гвардейской и 11-и танковых дивизиях «кромвели» имелись только в разведывательных частях: 2-м батальоне Уэльской гвардии (Welsh Guards) и 2-м полку Нортхемптонширских иоменов (Northamptonshire Yeomanry).

Кроме этих частей, они состояли на вооружении штабных эскадронов в дивизиях и бригадах. Наконец, вскоре после высадки в Нормандии в разведывательном полку 6-й воздушно-десантной дивизии легкие танки «Тетрарх» заменили 12 «кромвелями». В составе этих и некоторых других частей английской армии «кромвели» участвовали в боевых действиях в Европе вплоть до конца войны. На других театрах они практически не применялись.

Достойным противникам немецким «кошкам» «Кромвель» так и не стал. Танк производился с 1943 по 1945 год, всего выпущено 1070 единиц.



Конструкция крейсерского танка Mark VIII «Кромвель»

По внутреннему устройству «Кромвель» мало отличался от других британских танков, тех же «Черчиля» или «Валентайна». Корпус — коробчатый, собранный заклепками из листов брони на уголковом каркасе. Бронелисты не имели рационального угла наклона. Моторное отделение размещено в задней части танка, отделение управления — в передней, боевое — в средней.

Экипаж крейсерского танка Mark VIII «Кромвель» состоял из 5 человек. Командир танка, стрелок и наводчик располагались в башне, механик-водитель в передней части корпуса (место смещено вправо от продольной оси), рядом с ним (слева) находился радист-стрелок (из курсового пулемета).

Первые трое пользовались для посадки двумя прямоугольными люками на башне, двое последних — люком в правой передней части корпуса, правее места мехвода.

Башня танка «Кромвель» квадратная по форме, клепанная из цельных листов стали. Кормовая часть несколько выше лобовой. Начиная с модели «Кромвель» Mk. VII толщину бортовых и кормовой частей башни наращивали за счет накладных экранов толщиной в 12,7-мм.

Ходовая часть танка Mark VIII «Кромвель» применительно по каждому борту состояла из стальных с добавлением марганца одногребневых гусениц, которые опирались на пять опорных обрезиненных катков малого диаметра, ведущего и направляющего колес. Опорные катки выполняли так же функцию поддержки верней ветви гусеницы в отсутствии поддерживающих катков.

Послевоенное применение танков «Кромвель»

Помимо английской армии, крейсерскими танками Mark VIII «Кромвель» были укомплектованы некоторые танковые части Польских вооруженных сил на Западе, в основном 1 -го польского армейского корпуса. Всего же с 1943 по 1947 год в польские танковые части на Западе поступило 250 — 300 танков «Сектор», «Кромвель».

190 танков «Кромвель IV» и «Кромвель VI» вошли в состав Чехословацкой танковой бригады, также воевавшей на Западе После окончания 2-й мировой войны эти танки состояли на вооружении чехословацкой армии вплоть до начала 50х годов.

50 танков закупила Иордания, причем некоторые из них впоследствии попали в воинские подразделения Организации освобождения Палестины, где использовались до 1976 года. 10 таких танков захватила Армия обороны Израиля, 56 танков «Чариотер» было поставлено Австрии, и в 1958 году 35 танков закупила Финляндия.

Что касается самой Великобритании, то небольшое количество танков «Кромвель» участвовало в войне в Корее. В 1953 году их передали из кадровых армейских частей в территориальные войска. В начале 50х годов около 200 машин модернизировали — установили новую башню с 83,8-мм пушкой. Эти  танки получили обозначение FV4101 и название Charioteer («Чариотер»). Они состояли на вооружении британской армии вплоть до 1956 года.

Танк Mark-VIII (A27M) Кромвель

Танк Mark-VIII (A27M) Кромвель

Модификации танка Mark VIII (A27M) «Кромвель»

  • Mark VIII Cromwell I— базовый вариант, вооруженный 57-мм (6-фунтовой) пушкой. Боевая масса 27,966 т. Экипаж 5 человек. Макс. скорость 64 км/ч. Бронирование —8—76 мм.
  • Mark VIII Cromwell III — Centaur I с двигателем Meteor.
  • Mark VIII Cromwell IV— Centaur I с двигателен Meteor и 75-мм пушкой и Cromwell III с 75-мм пушкой.
  • Mark VIII Cromwell V—Cromwell I с 75-мм пушкой. Cromwell VW— модификация, имевшая сварной корпус (W— welded — сварной). Лобовая броня корпуса и башни доведена до 101 мм.
  • Mark VIII Cromwell VI — Centaur IV с двигателем Meteor, Cromwell III и Cromwell V с 95-мм гаубицей.
  • Mark VIII Cromwell VII — Cromwell III, Cromwell IV и Cromwell V с увеличенной толщиной брони корпуса и башни (лоб —101, борт корпуса—35, борт башни— 75 мм). Масса танка возросла до 29 т. Усилена подвеска, введены сплошные резиновые бандажи опорных катков. Гусеница шириной 394 мм. За счет изменения передаточного отношения КП максимальная скорость снизилась до 51 км/ч.
  • Mark VIII Cromwell VIll—Cromwell VI с увеличенной до 101 мм лобовой броней, Cromwell Iс увеличенной толщиной брони и 95-мм гаубицей.

Помимо линейных модификаций, на базе танка «Кромвель» построили значительное количество специальных машин: командирских, командно-штабных, артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и инженерных.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии