Сайт рекомендован для аудитории 16+

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Tiger» (Sd.Kfz.181) (Германия)



Характеристики тяжелого танка Pz.Kpfw.VI «Tiger»

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Tiger» (Sd.Kfz.181) (Германия)
Страна: Германия
Тип: Тяжелый танк
Дата выпуска: 1942 год
Длинна: 6,44 м
Ширина: 3,15 м/3,7 м (с узкими и широкими гусеницами)
Высота: 2,93 м
Броня, лоб: 100 мм
Броня, борт: 60 мм
Броня, башня: Нет сведений
Экипаж: 5 человек
Двигатель: Maybach HL 210 P30, 650 л.с.
Дальность хода: 140 км
Максимальная скорость: 38 км/ч (по дороге), 16 км/ч (по бездорожью)
Масса:57 т
Вооружение:1х 88-мм KwK 36 L/56 (92 снаряда), 2×7,92-мм MG 34 (4500 патронов)

26 мая 1941 года Адольф Гитлер утвердил так называемую «Tigerprogram», в рамках которой фирмам «Порше» и «Хеншель» было поручено разработать для Вермахта прототипы новых тяжёлых танков, а концерну «Крупп» — создать башню для обеих машин. «Хеншель» за основу взял свои более ранние проекты под шифрами VK3001(H) и VK3601(H), а «Порше», проект VK3001(P)-Leopard.

«Тигры» должны были иметь лобовую броню толщиной в 100-мм и на дистанции 1,5 км без проблем поражать цели оснащенные такой же защитой. При этом, вес танка не должен был выходить за 36 тонн — чтобы не затруднять его переход через деревянные мосты.

«Тигр Порше» против «Тигр Хеншель»

19 апреля 1942 года машины обеих фирм под общим индексом VK4501, но с разными литерами (P) и (H), были выгружены на железнодорожной станции неподалеку от Растенбурга и отправились до него своим ходом. До города было всего 11 км, но оба танка едва доковыляли до конечной точки маршрута, где на следующий день должен был состоятся их показ фюреру. Конечно это были совершенно «сырые» машины, однако VK4501(P) смотрелся совсем уж «бледно».

Чертеж "Тигра Порше", прототипа VK4501(P)

Чертеж «Тигра Порше», прототипа VK4501(P)

Несмотря на то, что об VK4501 были вооружены одинаковым 88-мм орудием KwK 36 L/56 созданным на основе зенитного орудия Flak 36 L/56 образца 1936 года, и имели практически одинаковые башни, «Тигр Порше», как его окрестили позже, оказался слишком сложным в управлении и обслуживании, а башня сильно смещенная вперед, делала боевое отделение очень тесным. Сроки поджимали — тяжелый танк нужен был Германии ещё «вчера», поэтому времени на переделку уже не оставалось. Не смотря на предложения «Порше» о вооружении новой машиной 100-мм орудием  L/70  или даже 150-мм KwK L/37, их проект был свернут, а танк VK4501(H) фирмы «Хеншель», после непродолжительных испытаний принят комиссией и в июле 1942 года запущен в производство под названием Pz.Kpfw VI «Тигр».

Конструкция тяжелого танка Pz VI «Тигр»

Конечно, в заданные техзаданием 36 тонн, конструкторы не уложились, что вызвало сложности с ходовой частью. На один борт приходилось по 24 катка, расположенные в четыре ряда, в шахматном порядке. Предполагалось, что это позволит во-первых равномерно распределить вес машины, а во-вторых, облегчит ходовую часть. Однако практика показало, что такое решение было как минимум спорным — тонкие катки быстро сминались при движении машины по пересеченной местности, между ними постоянно накапливалась грязь, камни, а ремонт, внутреннего катка был чрезвычайно трудоёмок и мог затянуться на двое суток.

Разрез тяжелого танка Pz VI "Тигр". Хорошо видна схема размещения катков и двигатель

Разрез тяжелого танка Pz VI «Тигр». Хорошо видна схема размещения катков и двигатель

Первые 799 Тигров имели катки с резиновыми бандажами, которые быстро разрушались большим весом танка. На последующих машинах перешли на металлические бандажи с внутренней амортизацией, что привело к огромному шуму при движении и вело к быстрому износу гусениц. Гусениц «Тигры» имели аж по две пары  — «боевые», шириной 725-мм и транспортные, узкие, шириной 520-мм.



Подвеска — индивидуальная, торсионная, двигатель устанавливался в среднем водонепроницаемом отделении. Первоначально это был Maybach HL 210 Р30, V12, мощностью 650 л.с. но начиная с 251-й машины, стали ставить его усовершенствованную модель — Maybach HL 230 P45 мощностью 700 л.с. Отделение двигателя был довольно компактно, что нередко приводило к его перегреву.

Управление машиной осуществлялось рулём с полуавтоматическим гидравлическим сервоприводом, а переключение передач было необычно легким, благодаря использованию все того же гидравлического сервопривода. В случае его поломки, была предусмотрена и более традиционное для танка механическое управление двумя рычагами с приводом на дисковые тормоза. За комфорт приходилось платить — система была очень дорогой и сложной в ремонте.

Башня Pz VI «Тигр» досталась фирме «Хеншель» от конкурентов — «Тигра Порше», однако вместо электропривода в ней использовалась гидравлика, работающая за счёт отбора мощности от главного двигателя. Полный поворот башни занимал 1 минуту. При неработающем двигателе поворот выполнялся вручную, но только если машина стояла на ровном грунте.

Вертикальные стенки башни были из цельного гнутого бронелиста, маска литая, а броня соединялась «в шип» с обработкой электросваркой. В командирской башенке устанавливалось 6 оптических приборов, позднее их стало 7. Со временем на командирской башенке стали монтировать установку Fliegerbeschutzgerat 42 для ПВО пулемёта MG 34.

Схема размещения опорных катков танка Pz VI "Тигр". Крайние, заштрихованные катки снимались при транспортировке

Схема размещения опорных катков танка Pz VI «Тигр». Крайние, заштрихованные катки снимались при транспортировке

Башня оснащалась тремя люками: 2 круглых (командирский и эвакуационный в правой стенке) и прямоугольный люк наводчика. По бокам башни крепились 3-х ствольные 90-мм мортирки для отстрела дымовых гранат Nbk 39.

Производство тяжелого танка Pz VI «Тигр»

Pz VI «Тигр» находился в производстве с августа 1942 по август 1944 года, за это время было выпущено 1354 машины, что по сравнению с темпами строительства аналогов «Тигра» у союзников, выглядит весьма скромной цифрой. Стоит отметить, что для своих габаритов и веса, он был довольно подвижной машиной, успешно «переболевший» поломками и дефектами на ранних стадиях производства и зарекомендовавший себя как исключительно надежная и мощная машина.

Одним из главных преимуществ Pz VI «Тигр» перед другими тяжелыми танками Германии — его сравнительная универсальность. Pz VI «Тигр» был не «танком прорыва», не «танком для борьбы с танками» или средством огневой поддержки пехоты, но мог отлично проявить себя в любом из этих качеств.

Практически до конца войны танк оставался одним из самых сбалансированных по огневой мощи, броневой защите и маневренности образцов вооружения и хорошо проявил себя в самых различных условиях, на разных театрах боевых действий.

Чертеж тяжелого танка Pz VI "Тигр"

Чертеж тяжелого танка Pz VI «Тигр»

Судьба «Тигров Порше»

К тому моменту, как «Тигр Хеншеля» выиграл у «Тигра Порше», в Австрии, на заводе в Доллершейме, уже успели изготовить 5 машин VK4501(P). Все они ещё послужили Германии — три танка были переделаны в ремонтно-восстановительные машины Bergepanzer Tiger (P), а одному, даже довелось повоевать (осень 1944 г.) на восточном фронте в качестве командирского танка.


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет