Сайт рекомендован для аудитории 16+

Колесно-гусеничный танк 10TP и «штурмовой» 14TP (Польша)



Характеристики колесно-гусеничного танка 10TP

Колесно-гусеничный танк 10TP и «штурмовой» 14TP (Польша)
Страна: Польша
Тип: Колесно-гусеничный танк
Дата выпуска: 1938 г.
Длинна: 5,4 м
Ширина: 2,6 м
Высота: 2,2 м
Броня, лоб: 8-20 мм
Броня, борт: 20 мм
Броня, башня: 16 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: бензиновый «American la France», 240 л.с.
Дальность хода: 210 км
Максимальная скорость: 50 км/ч
Масса:12,4 т.
Вооружение:1× 37-мм пушка Bofors, 2х пулемета Ckm wz.30

Как известно Уолтер Кристи в первую очередь был бизнесменом, и только во вторую – выдающимся конструктором. Хотя некоторые с охотой слушают байки про то, как СССР тайно вывозил прототанки Кристи под видом сельхозтехники из США, сам Кристи продавал свои разработки любому, кто проявит к ним интерес – и Советскому Союзу, и Великобритании (и самим американцам, кстати, тоже) и… Польше.

Польскую сторону интересовала покупка лицензии для выпуска танка в Польше, поэтому в марте 1930 года с Кристи подписали контракт о продаже одного танка и провели предоплату за него. Хотя сумма сделки была коммерческой тайной, Кристи решил поторговаться, и запросил дополнительные 90000 долларов за лицензию на производство и… похоже он просто не знал, с кем связался. Был суд, громкое дело, и сделка была расторгнута. Обиженный Уолтер ничего не получил, а хитрые поляки (благо у них на руках кое-какая документация уже была) просто решили сделать собственный «танк Кристи».

В 1932 году были готовы чертежи новой машины, однако тут вмешалась бюрократия и пока польское военное ведомство решало какой все-таки танк нужен армии, прошло несколько лет, документация была просто уничтожена, а наработки остались разве что у самих конструкторов. Впрочем, уже в конце 1934 года вновь решили вернуться к идее колесно-гусеничной машины, а весной 1935 года приступили к её проектированию. Новый танк получил индекс 10TP – «десятитонный польский».

Чертеж польского танка 10TP

Чертеж польского танка 10TP

Вскоре проект был готов. Хотя это и не был «танк Кристи», в то же время, это не была в полной мере и самостоятельная разработка. Польские конструкторы хорошо переработали оригинальную конструкцию и бесспорно привнесли в неё ряд интересных решений.

Конструкция 10TP

По сравнению с американской машиной корпус был значительно расширен, благодаря чему появилась возможность установить в него курсовой пулемет (спереди) и установить башню конструкции фирмы Бофорс (аналогичную башне 7TP) с 37-мм пушкой конструкции той же фирмы и спаренным пулеметом.

Экипаж состоял из 4-х человек, корпус танка собирался из катаных бронелистов, соединенных заклепками и сваркой. Толщина брони корпуса составляла 20 мм, башни — 16 мм.

Ходовая часть повторяла схему танка Кристи, но была увеличена ширина траков гусениц и изменена конструкция катков: при движении на колесах первая пара опорных катков становилась управляемой, а вторая пара несколько приподнималась вверх при помощи сервомоторов гидравлической системы.

Рулевая колонка для управления движением на колесном ходу был снабжена гидравлическими сервоприводами. Гусеницы при движении на колесах складывались в надгусеничные полки.



танк 10TP на колесном ходу

танк 10TP на колесном ходу

История создания танка 10TP

Танк 10ТР был включен в программу развития бронетанковых войск сроком до 1942 года, по которой планировалось построить 64 машины.

Сборку первого прототипа 10ТР начали в 1937 году в городе Урсус, недалеко от Варшавы. Однако, приступая к сборке, предприятие не имело необходимого оборудования для изготовления 10ТР, поэтому прототип был окончательно готов только в июле 1938 года. Сказывалось в основном, отсутствие в собственно польском производстве некоторых жизненно важных систем танка, например, двигателя, которые приходилось закупать за рубежом.

В 1938-1939 году 10TP прошел испытания, после которых использование колесного хода было признано нецелесообразным, при том, что даже на колесном ходу машина не выдавала не то, чтоб 70 км/ч, но даже 40. В целом, испытания танк прошел успешно, хотя, доработки были так значительны (убрав громоздкую систему двойного управления, удалось серьезно облегчить машину, а стало быть – появилась возможность усилить бронирование), что пускать 10TP в серию в оригинальном виде уже не было смысла.

танк 10TP на гусеничном ходу

танк 10TP на гусеничном ходу

Штурмовой танк 10TP

Поэтому в 1938 году в Польше приступили к созданию чисто гусеничного варианта 10TP, танка 14ТР с усиленным бронированием (до 50 мм). Однако имеющийся двигатель, 14TP уже «не тянул». Так как польские разработки мощного двигателя были далеки от завершения, решили использовать германский «Майбах» мощностью 300 л.с.

Башня «Бофорс» от 7TP для 14TP не подходила, и специально для этой машины было решено создать новую башню (чисто польской разработки) с 47-мм пушкой (опять же польской) и спаренным с ней пулеметом. К сожалению, всё упиралось в двигатели – хотя в марте 1939 года опытный танк был по сути готов, переговоры с Германией все затягивались… а роковой сентябрь 1939 года был все ближе.

Танк 10TP, вид сбоку

Танк 10TP, вид сбоку

10TP так и не пошел в серию, хотя, как говорят, единственный построенный танк этой модели участвовал в обороне Варшавы.


Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет, отдельные фрагменты по книге «Фронтовая иллюстрация. Польский танк 7ТР»