Сайт рекомендован для аудитории 16+

Танк Кристи и его советский родич БТ-2



Характеристики танка БТ-2

Танк Кристи и его советский родич БТ-2
Страна: СССР
Тип: Быстроходный танк
Дата выпуска: 1931 г.
Длинна: 5350 мм
Ширина: 2230 мм
Высота: 2160 мм
Броня, лоб: 13 мм
Броня, борт: 13 мм
Броня, башня: 13 мм
Экипаж: 2 человека
Двигатель: авиационный четырехтактный М-5-400 (копия с
Дальность хода: 120 км (на гусеницах) 200 км (на колесах)
Максимальная скорость: 52 км/ч (на гусеницах) 72 км/ч (на колесах)
Масса:11,3 тонны
Вооружение:Стандартным вариантом вооружения танка БТ-2 были 37-мм пушка Б-3(5К) обр.1931 г. и 7,62-мм пулемет ДТ (в шаровой установке). Боекомплект пушки — 92 выстрела, пулемета — 2709 патронов (43 диска). На первых 60 танках шаровая пулеметная установка отсутствовала, 350 танков были вооружены только спаренными пулеметами ДА-2 калибра 7,62-мм.

Характеристики даны для БТ-2

К концу 20-х годов 20-го века СССР остро нуждался в современном вооружении. Несмотря на то, что в 1927 году удалось наладить производство первого отечественного танка Т-18, а также готовился (но постоянно откладывался) запуск в производство новой модели — Т-24, дела в этой области обстояли не важно.

В 1930 году было создано Управление меха­низации и моторизации (УММ) Красной Армии, руководство которого, не откладывая дела в долгий ящик, немедленно создало закупочную комиссию под руко­водством начальника УММ, Иннокентия Халепского для закупки и последующего изучения образцов танков, бронемашин, тракторов и автомобилей у Германии, Франции, Англии и США.

Танк Кристи в Кубинке. 1931 год

Танк Кристи в Кубинке. 1931 год

Уже в июне того же года, Халепский встретился с американским изобретателем Уолтером Кристи, представившим свою последнюю разработку – танк под индексом М.1931. Халепский первоначально новинкой не заинтересовался, но Кристи слишком нуждался в деньгах, чтоб упускать такой момент (американские военные ведомства от его идей также отмахнулись), и просто «впарил» свой танк СССР. Стороны разошлись довольные – один уносил 160 000 долларов, а другим достались два танка с полным пакетом документации, свободным правом на их изготовление и клятвенным обещанием сообщать о всех дальнейших улучшениях конструкции.

24 декабря 1930 года М.1931 отправились в Советский Союз. Тут стоит заранее «убить» две популярные легенды: во-первых, оба танка отправили вовсе не под видом сельхоз тракторов*, а именно как танки, официально. Во-вторых, назвать их полноценными было нельзя – у обоих машин не было башен и вооружения, да и документация была вовсе не вся, что бы Уолтер Кристи по этому поводу не говорил. Когда ему об этом намекнули он только пожал плечами, но советская сторона не обиделась, а просто не доплатила ему 25 000, а искомые чертежи выкупила через его помощников.

Изобретатель такого простить никак не мог – отказался ехать в СССР на ПМЖ, показал советской делегации «фигу» на счет «уведомлений о модернизации» и вновь отправился к американским военным и угрожая выдать Советскому Союзу все тайны, «впарил» свой танк и здесь, правда в весьма скромном количестве семи экземпляров**.

Машины М.1931 с этого времени зажили уже совершенно другой жизнью – 13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк приняли на вооружение под индексом БТ-2 (быстроходный танк)***.

БТ-2 в прыжке

БТ-2 в прыжке



Впрочем, принять на вооружение и начать производство – вещи совершенно разных порядков. Основываясь на чертежах Кристи, отечественные специалисты разработали собственные, и утвердили производственный план, изначально включавший, по состоянию на 1932 г. сдачу 600 машин.

Однако воплотить БТ-2 в металле было не так просто – запланированные к установке на машине двигатели М-5 (авиамотор, копия знаменитого «Либерти») в нужных количествах отсутствовали. Пришлось частично закупать «оригиналы» в США, а вместо штампованных катков, производство которых также не удалось сразу наладить, ставить спицованные, значительно более тяжелые.

Отдельной «песней» была башня танка и вооружение — штатной 37-мм танковой пушке Б-3(5К) в спаренной установке с пулеметом ДТ в нужных количествах изготовить никак не удавалось. Пришлось «впихивать» в габариты уже сделанных 60 башен, из-за чего от пулемета пришлось отказаться. Сказывались и другие недоработки как чисто конструктивные, так и вызванные довольно низким качеством сборки первых машин.

Несмотря на это, в 1932—1933 годах промышленность сумела выдать 610 тан­ков БТ-2, однако пушечное вооружение имели только 260 машин, остальные 350 штук были чисто «пулеметной» версией танка, снаряженных спаркой 7,62 мм пулеметов ДА-2.

пулеметный БТ-2

пулеметный БТ-2

Первые попытки улучшить вооружение (да и другие параметры) БТ-2 начались практически с момента начала производства. Пытались втиснуть в пространство башни и 45-мм орудие и укороченную 76-мм пушку, однако существенных успехов в этом деле не добились. Оно и не могло, по сути, быть по-другому — ни «танк Кристи», ни БТ-2, не были в полной мере законченными боевыми машинам. Тот же БТ-2, первенец нового класса танков (быстроходные танки) был, по большей части экспериментом – несмотря на внушительное количество построенных единиц. Опыт полученный советским военопромом при его создании был бесценен.

Примечания по тексту

* К слову, тайком пришлось вывозить из США совсем другую машину — М.1932 (по советской классификации БТ-32, который в СССР не производился), купленную СССР, когда обида Кристи прошла (вместе с деньгами) и тот вновь пришел к представителям комиссии УММ и удовлетворился на этот раз весьма скромными 20 000 $.

** Надо сказать, что свой «лучший в мире танк», Уолтер Кристи успел продать ещё и англичанам, создавшим на его основе Крейсерский танк Mark III (A13). Как и БТ-2, машина получилась занятной, но как боевая единица, по большей части бесполезной.

*** «Быстроходным», БТ-2 назван совершенно не случайно – максимальная скорость движения этой машины по шоссе (вот что делает авиационный двигатель!) составляла 72 км/ч – для начала 1930-х, это было высшее достижение. Такая прыть появилась у танка неспроста – БТ-2 это машина «с секретом». Дело в том, что кроме привычных нам металлических гусениц и бортовых фрикционов (рычаги управления этими гусеницами), танк имел и автомобильное рулевое колесо, в обычном положении сложенное.

Место водителя БТ-2 (руль в сложенном положении)

Место водителя БТ-2 (руль в сложенном положении)

По пересеченной местности он двигался, как и подобает танку, а вот выходя на нормальную дорогу, экипаж просто… снимал гусеницы и танк БТ-2 превращался в бронированный автомобиль. Передняя пара катков (или колес) машины была поворотной, что обеспечивало ей возможность свободно маневрировать, а установка/съем гусениц занимала не больше получаса.


источник: компиляция и фотоматериалы из открытых источников сети интернет. Статистические данные: «легкие танки БТ-2 и БТ-5», бронеколлекция, 1996 .