Сайт рекомендован для аудитории 16+

Многоцелевой вертолет Ми-2



«Краткая справка: Советский легкий многоцелевой вертолет Ми-2 конструкции М.Л.Миля - история создания и модификации»

Вертолет Ми-2 отличается очень аккуратной формой фюзеляжа

Вертолет Ми-2 отличается очень аккуратной формой фюзеляжа

История создания вертолета Ми-2

Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1960 года, ОКБ-329 М.Л.Миля предписывалось приступить к созданию лёгкого многоцелевого вертолёта, для замены Ми-1. При практически тех же размерах, и частичном заимствовании основных узлов конструкции (главный редуктор, трансмиссия, несущий винт), Ми-2 был машиной уже другого поколения. В отличие от предшественника, Ми-2 мог брать на борт 8 пассажиров вместо 3, был скороподъемнее и быстрее. Добиться всего этого удалось благодаря замене поршневого двигателя на газотурбинный.

Ми-2 стал первым во многом. Первый советский вертолет с ГТД для гражданской службы, первый в мире легкий вертолет со сразу двумя ГТД.

Проект вертолета Ми-2 сначала носил имя В-5, а затем В-2. Его ведущим конструктором был А.Х.Серман (позже А.А.Бритвин), а общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. Двигатель для машины (ГТД-350) разрабатывался ленинградским ОКБ-117 конструктора С.П.Изотова. Хотя он и получился довольно слабосильным, но был небольшим, сравнительно не сложным, и позволил в кратчайшие сроки закончить с проектированием и приступить к изготовлению прототипа.

Чертеж вертолета Ми-2

Чертеж вертолета Ми-2

В январе 1961 года был готов рабочий макет Ми-2, а уже  22 сентября 1961 г. лётчик-испытатель Г.В.Алфёров впервые поднял его в небо. В октябре начались государственные испытания. В декабре 1961 года взлетел второй прототип в сельскохозяйственном варианте (лётчик-испытатель В.И.Анопов). Испытания продолжались до 1967 года.

Серийное производство Ми-2 началось в конце 1963 года на вертолётном заводе WSK «Свидник» под Люблином (Польша). Поляки первоначально хотели назвать вертолёт SM-3, но по настоянию советской стороны вернулись к названию Ми-2. 26 августа 1965 года совершил первый полёт первый серийный Ми-2, собранный из советских деталей, а 4 ноября взлетел вертолёт, целиком изготовленный на «Свиднике». В 1974 году польской стороне были полностью переданы все права на производство вертолёта и разработку модификаций.

Всего в 1965-1998 годах было изготовлено 5418-5497 вертолётов Ми-2 различных модификаций. На 2004 год в эксплуатации оставалось более 600. Ми-2 применялся в качестве пассажирского, транспортно-санитарного, сельскохозяйственного, связного, спасательного, учебного, патрульного, разведывательного, аэрофотосъёмочного, и является одним из самых распространенных и надежных вертолетов в мире.



За свою долгую историю эксплуатировался во всех республиках бывшего СССР, в Алжире, Бирме, Венесуэле, Гане, Джибути, Египте, Ираке, Иране, Индонезии, КНДР, на Кубе, в Лесото, Ливане, Ливии, Малайзии, Никарагуа, Перу, Польше, Сирии, Югославии, Чехии, Словакии, Судане, Турции, Хорватии, Эфиопии.

В 1963 и 1965 годах на Ми-2 установлено два мировых рекорда скорости.

Характеристики Ми-2

Многоцелевой вертолет Ми-2
Страна: СССР
Тип: Многоцелевой вертолет
Год выпуска: 1961 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 2х ГТД-350, мощностью по 400 л.с.
Максимальная скорость: 210 км/ч
Практический потолок: статический: 1700 м, динамический: 4000 м
Дальность полета: Практическая: 355 км, перегоночная: 620 км
Масса пустого: 2350 кг
Максимальная взлетная масса: 3700 кг (взлетная: 3550 кг)
Размах крыльев: Диаметр несущего винта: 14,5 м
Длина: По фюзеляжу: 12 м, с учетом винтов: 17,42 м
Высота: До втулки несущего винта: 3,75 м
Площадь крыла: Нет
Вооружение:Нет

Конструкция вертолета Ми-2

Легкий вертолет Ми-2 построен по одновинтовой схеме с трёхлопастным несущим и двухлопастным рулевым винтами. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, состоит из кабины экипажа, пассажирской кабины и хвостовой балки с управляемым стабилизатором.

Силовая установка состоит из 2 газотурбинных двигателей ГТД-350 с редуктором ВР-2 и размещается в надстройке над фюзеляжем.

Несущий и рулевой винты первоначально были взяты от Ми-1, но поже заменены новыми. Шасси трёхопорное, неубирающееся. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Топливо размещается в основном баке под полом кабины ёмкостъю 600 л. Предусмотрена возможность установки двух дополнительных баков по 238 л по бокам кабины. Система управления бустерная с гидроусилителями.

Вертолёт оборудован грузовой стрелой-лебёдкой и системой внешней подвески грузоподъёмностью 800 кг.

Общий вид легкого вертолета Ми-2

Общий вид легкого вертолета Ми-2

Боевое применение вертолета Ми-2

 

Долгое время Ми-2 оставался единственным в мире двухдвигательный лёгким вертолётом. Впрочем, повоевать пришлось и этому сугубо гражданскому труженику неба.

В боевых условиях Ми-2 использовался:

  • Во время Октябрьской войны (1973)
  • В начале Афганской войны
  • Военном конфликте Перу с Эквадором (1995)
  • Операциях Джибути против сепаратистов
  • Операциях против наркомафии в Перу, Мексике, Мьянме.
  • Операциях против пиратов в Индонезии.

Модификации вертолёта Ми-2

  • В-2 — прототип. Изготовлен на заводе №329 в 1961 году.
  • В-2В — опытный вооружённый. Мог нести 6 ПТУР «Фаланга» или 4 блока УБ-16-57. Изготовлен в 1965 году. В настоящее время находится в музее ВВС в Монино.
  • В-2М — опытный морской. Оснащался аварийными посадочными баллонетами. Изготовлен в 1965 году.
  • В-3 (W-3) — модернизированный. Разработан совместно с польскими конструкторами в 1972-1979 годах. Первый полёт состоялся 16 ноября 1979 года. Выпускается серийно с 1988 года. Изготовлено более 120 вертолётов.
  • В-20 (проект) — с удлинённым фюзеляжем. Рассчитан на 10 пассажиров. Разработан в 1964 году.
  • Ми-2 — летающий кран. Первый полёт 16 сентября 1973 года.
  • Ми-2 — патрульный. Переоборудовался из Ми-2П и Ми-2Т. Поставлялся в Венгрию и ГДР.
  • Ми-2 «Платан» — воздушный миноукладчик. Разработан в 1981-1985 годах. В 1988-1990 годах для ВВС Польши переоборудовано несколько Ми-2Т.
  • Ми-2А — модернизированный, с двигателями АИ-450, новой авионикой.
  • Ми-2Б — модернизированный.
  • Ми-2В — модернизированный.
  • Ми-2Г — модернизированный.
Нельзя не отметить, что этой сугубо гражданской машине очень идет военная форма

Нельзя не отметить, что этой сугубо «гражданской» машине очень идет военная «форма»

  • Ми-2КР — разведчик-корректировщик. Оснащён бортовым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута». В 1974 году переоборудован 1 вертолёт.
  • Ми-2М (проект) — модернизированный. Отличался двигателями ГТД-550. Разработан в 1967 году.
  • Ми-2М — модернизированный с двигателями АИ-450М. Первый полёт 25 сентября 2012 года.
  • Ми-2СХ — сельскохозяйственный. Отличался оборудованием (3 варианта комплектации) для распыления жидких или сухих химикатов, электрооборудованием. Поставлялся в СССР, Венгрию, ГДР, Ирак, Иран, Ливан, Югославию.
  • Ми-3 (проект) — увеличенной грузоподъёмности. Был рассчитан на 10 пассажиров. Разработан в 1964 году.
  • Ми-22 (проект, первый с таким названием) — увеличенной грузоподъёмности. Отличался улучшенной аэродинамикой, двигателями ГТД-10А мощностью 1250 э.л.с., четырёхлопастным несущим винтом, широкими сдвижными дверями, полозковым шасси. Разработан в 1965 году.
  • Мi-2B — вертолёт для Ливии. Отличался противопыльными фильтрами, авионикой фирмы «Кинг Радио», отсутствием противооблединительной системы. Изготовлено 25 вертолётов.
  • Мi-2Ch (Ми-2Х, Ми-2РХР) — вертолёт химической разведки, со специальным оборудованием.
  • Мi-2F (Mi-2FM) — вертолёт для аэрофотосъёмки с фотокамерой RC-8.
  • Mi-2M1 — модернизированный, с двигателями ГТД-350П мощностью 450 э.л.с. Изготовлен в 1974 году в 1 экземпляре.
  • Mi-2M2 — модернизированный, с двигателями ГТД-350П, увеличенным фюзеляжем, топливным баком под полом пассажирской кабины, усиленным шасси. Изготовлен в 1974 году в 1 экземпляре. Первый полёт 1 июля 1974 года.
  • Мi-2P (Ми-2П) — пассажирский, с измененным оборудованием кабины, отсутствием грузовой лебёдки.
  • Мi-2P «Салон» — служебный.
  • Мi-2Plus — модернизированный, с двигатеялми GTD-350W2, винтом от «Кани», наличием системы GPS, оборудованием, отвечающем европейским стандартам. Разработан в 2002 году. Переоборудовано 19 вертолётов.
  • Мi-2PPD (Mi-2D, Ми-2Д) — воздушный командный пункт с 3 рабочими местами в салоне, дополнительными средствами связи.
  • Мi-2R, Ми-2RO — разведчики с фотокамерой BAF-21 или A-39 в контейнере у корня хвостовой балки. Часть вертолётов оснащалась перспективными камерами АФА-42/75 или АФА-33/75. Вооружение состояло из пушки НС-23КМ, 2 пулемётов РПК.
  • Мi-2RL — спасательный, с бортовой лебёдкой ЛПГ-2, наличием спасательного и медицинского оборудования, батареей из 4 прожекторов и поискового радиокомпаса.
  • Mi-2RM (Mi-2 See) — палубный многоцелевой, с дополнительным топливным баком в фюзеляже, 2 многозамковыми бомбодержателями на бортах, гидролебёдкой над дверью, спасательным плотом, батареей из 4 прожекторов. Разработан в 1969 году. Выпускался с 1971 года. Поставлялся в ГДР.
  • Мi-2S (Ми-2С) — санитарный. Может перевозить 4 больных на носилках и сопровождающего. Выпускался с 1972 года.
  • Мi-2SR — ренианимационый. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1975 года.
  • Мi-2Sz (Ми-2Ш, Ми-2У, УМи-2) — учебный, с двойным управлением (место инструктора справа), шторками на окнах кабины. Мог переоборудоваться из любой модификации, кроме Ми-2СХ. Применялся в аэроклубах ДОСААФ, Сызранском и Саратовском ВВАУЛ, Кременчугском училище ГА.
  • Мi-2T (Ми-2Т) — транспортный, основная модификация. Мог переоборудоваться с санитарный. Поставлялся в СССР.
  • Мi-2URN — вертолёт, вооружённый пушкой НС-23 и 2 блоками УБ-16-57.
  • Мi-2URP — противотанковый. Вооружён пушкой НС-23, 2 пулемётами ПК и 4 противотанковыми ракетами 9М14М «Малютка».
  • Мi-2URP-G — c ракетами 9М32М «Стрела».
  • Мi-2URS — вертолёт, вооружённый пушкой НС-23, 2 пулемётами ПК и 4 зенитными ракетами 9М32М «Стрела-2М».
  • Мi-2US — вертолёт огневой поддержки. Вооружён пушкой НС-23КМ и 4 пулемётами ПКТ и 2 пулемётами РПК.
  • PZL «Каня» — модернизированный, с американскими двигателями «Аллисон-250-C20B» мощностью 426 л.с., увеличенной кабиной. Разработан в 1978 году. Первый полёт 3 июня 1979 года. Изготовлено 16 вертолётов. Поставлялся в Чехию, Словакию и на Кипр.
  • PZL «Таурус» (проект) — дальнейшее развитие «Кани». Разработан в 1978 году.
Ми-2 ещё рано списывать.

Ми-2 ещё рано списывать. Конструкция вертолета столь удачна, что мелкосерийное производство машины продолжается и в 21 веке


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет