Сайт рекомендован для аудитории 16+

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»



«Советская 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» - характеристики и история создания»

Характеристики 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»
Страна: СССР
Тип: САУ
Дата выпуска: 1970 г.
Длинна: 7260 мм
Ширина: 2850 мм
Высота: 2285 мм
Броня, лоб: 15-20 мм
Броня, борт: 15-20 мм
Броня, башня: 15-20 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: ЯМЗ238В, 300 л.с.
Дальность хода: 500 км
Максимальная скорость: 60 км/ч, на плаву: 4,5 км/ч
Масса:15,7 тонн
Вооружение:1 х 122-мм гаубица Д-32 (2А31), 35 выстрелов. Дальность стрельбы 15200 м.

История создания гаубицы 2С1 «Гвоздика»

C появлением и распространением ракетного оружия в 1950-е годы, в Советском Союзе началось масштабное сокращение традиционных полевых систем, в первую очередь ствольной артиллерии. Ракетные корабли, катера, ракетные истребители и даже танки — казалось, все это техника будущего, которая вот-вот совершенно вычеркнет из истории военного дела морально устаревшие «дедовские» гаубицы и полевые орудия.

Однако революции не случилось — к середине 1960-х годов стало понятно, что концепция полного преимущества ракетного оружия над традиционной ствольной артиллерией не верна. Когда сухопутные войска вернулись к традиционной организации наземной артиллерии, многие артиллерийские полки и дивизионы пришлось комплектовать орудиями ещё довоенной разработки, изготовленными во время Великой Отечественной войны!

И хотя на вооружение уже были приняты по-настоящему выдающиеся артсистемы, по типу 130-мм пушки М-46, 152-мм пушки М-47, 152 мм пушки-гаубицы Д-20, полковой 122-мм гаубица Д-30, но ни одной самоходной артиллерийской системы, да ещё и бронированной, способной огнем с закрытых огневых позиций поддерживать бой танковых и мотострелковых частей, у СССР не было даже в проекте.

4 июля  1967 г. принимается Постановление Совета Министров СССР № 608-201, в соответствии с которым в ОКБ-9 завода «Уралмаш» (г. Екатеринбург) под руководством В.А. Голубева приступили к эскизной разработке артиллерийской части 122-мм самоходной гаубицы на основе баллистики Д-30.  Одновременно на Харьковском тракторном заводе начались работы над созданием проекта шасси нового орудия на базе тягача МТ-ЛБ, под общим руководством А.Ф. Белоусова.

Опытная серия из четырех экземпляров самоходных гаубиц была представлена на испытания в августе 1969 г. В 1970 г. под названием 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» орудие было принято на вооружение.

Серийное производство 2С1 организовывали на ХТЗ, с 1969 г. оно продолжалось по 1991 г., а всего за это время было изготовлено свыше 10 тысяч САУ 2С1 «Гвоздика».

2С1 «Гвоздика» широко поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, Алжир, Анголу, Иран, Йемен, Ирак, Кубу, Ливию, Сирию, Судан, Уругвай, Финляндию, Эфиопию, производилась по лицензии в Болгарии, и до сих пор состоит на вооружении в России.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»



Конструкция САУ 2С1 «Гвоздика»

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» имеет классическую для самоходной артиллерии башенную схему. Корпус сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь.

В передней части корпуса  расположено моторно-трансмиссионное отделение и место механика-водителя. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня с вращающейся корзиной боевого отделения. В башне (справа от орудия) размещается заряжающий, а также укладки под гильзы с зарядами, место наводчика находится слева от орудия, спереди, а за ним, находится место командира машины. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни 2С1.

Ходовая часть 2С1 «Гвоздика» представляет собой удлиненное на одну пару катков шасси транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Ведущие колеса — передние, направляющие — задние, число опорных катков на борт: 7. На 1-ом и 7-ом  катках установлены двусторонние гидроамортизаторы.

Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31, полностью унифицированная по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 122-мм буксируемой гаубицей Д-30.

В нише башни установлены две укладки с зарядами и снарядами для кумулятивных боеприпасов, в то время как укладки под снаряды и заряды основного орудия находятся в корме машины. Подача в укладки может осуществляться не выходя за пределы броневого корпуса, через специальный кормовой люк.

Чертеж самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»

Чертеж самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»

Модификации и варианты машин на базе САУ 2С1 «Гвоздика»

  • 9П139 «Град-1» (1974 г.) — гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». В 1976 году принята на вооружение и выпущена небольшой партией. Планировалось развернуть серийное производство в Болгарии, однако никакие работы по этому направлению осуществлены не были.
  • 2С8 «Астра» — (опытная, проект закрыт в 1977 г.) 120-мм самоходный миномёт на базе 2С1 «Гвоздика». Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51.
  • УР-77 «Метеорит» (1977 г.)— установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Производилась серийно.
  • 2С17 «Нона-СВ» — (опытная, проект закрыт в 1982 г.) 120-мм самоходное артиллерийское орудие, дальнейшее развитие проекта «Астра». В связи с началом работ по созданию более совершенного арткомплекса 2С31 «Вена», в 1982 г. работы были прекращены.
  • 2С15 «Норов» — (опытная, проект закрыт в 1985 г.) 100-мм самоходная противотанковая пушка, из-за зативания сроков разработки устарела на стадии разработки. Проект закрыт.
  • 2С1-Н — многоцелевой транспортёр-тягач на базе 2С1 «Гвоздика», для перевозки людей и грузов в закрытом кузове.
2С1 «Гвоздика»

2С1 «Гвоздика»


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет