Содержание
История создания телеуправляемой танкетки B-IV (Sd.Kfz.301)
С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям Вермахта для решения специальных задач придавались ещё и подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301). Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.
Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
- разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
- разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
- разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
- уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
- подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
- уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод из строя.)
В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес. При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование, а для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.
Боевое применение телеуправляемой танкетки B-IV (Sd.Kfz.301)
Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов Вермахта. В их составе телетанкетки участвовали в Курской битве, во время которой главным образом занимались разминированием минных полей.
В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Pz.VI «Tiger», которые главным образом и использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV.
На 15 июля 1944 года 302-й танковый батальон имел аналогичную с 302-м структуру. В состав роты входило два взвода, а в состав взвода входило 4 САУ StuG 40 G: одна из них была командирской, а три управляли четырьмя телетанкетками каждая, также в состав взвода, как и в 301-м танковом батальоне, входил бронетранспортёр Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивший механиков-водителей девяти телетанкеток B-IV. Кроме того, каждый взвод имел в резерве 12 телетанкеток B-IV. Также стоит отметить, что на вооружении 302-го батальона находились французские транспортёры-танкетки Renault UE, в каком качестве они использовались нам не известно, но одна такая машина была захвачена частями Красной Армии в январе 1945 года в Варшаве вместе с телетанкетками B-IV, погружёнными на железнодорожные платформы. Судя по всему, она принадлежала 302 танковому батальону, так как на фото присутствовала САУ StuG 40 G.
Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.
На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.
Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами.
К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».
Характеристики Sd.Kfz.301 Ausf.B |
|
---|---|
Страна: | Германия |
Тип: | Радиоуправляемая танкетка |
Дата выпуска: | 1943 г. |
Длинна: | 3,7 м |
Ширина: | 1,8 м |
Высота: | 1,18 м |
Броня, лоб: | 5-8 мм |
Броня, борт: | 5-8 мм |
Броня, башня: | Нет |
Экипаж: | 1 человек на марше |
Двигатель: | 1х Borgward 6M, мощностью 49 л.с. |
Дальность хода: | 150 км (управление по радио до 1,5 км) |
Максимальная скорость: | 38 км/ч |
Масса: | 3,8 тонн |
Вооружение: | Нет, до 500 кг взрывчатки |
Конструкция телеуправляемой танкетки B-IV (Sd.Kfz.301)
Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления.
Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.
Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.
Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд — две назад).
Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса — передние, направляющие — задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.
В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.
Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система самоуничтожения телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).
Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом применялся предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (установленное оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).
Модификации телеуправляемой танкетки B-IV (Sd.Kfz.301)
- Sd.Kfz.301 Ausf.A — Главное отличие от остальных машин, это гусеничные траки с резиновыми подушками. Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 телетанкеток этого типа, а также 12 прототипов. Броня только лобовая.
- Sd.Kfz.301 Ausf.B — Отличалась гусеницами без резиновых подушек, новым ведущим колесом (обычной танковой «звездочкой»). Антенна была перенесена вперёд. Изготовлено 260 машин.
- Sd.Kfz.301 Ausf.C — Отличалась более мощным двигателем Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.
Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.
Источник: armedman.ru, Автор: