Характеристики танка Т-20 |
|
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Легкий танк |
Дата выпуска: | 1931 г. |
Длинна: | 4,5 м |
Ширина: | 2,5 м |
Высота: | 1,76 м |
Броня, лоб: | 15 |
Броня, борт: | 15 |
Броня, башня: | 16 |
Экипаж: | 2 |
Двигатель: | 4-х цилиндровый, воздушный, специальный танковый конструкции А.Микулина, 57 л.с. |
Дальность хода: | 180 км |
Максимальная скорость: | 22,8 км/ч |
Масса: | 4,95 тонн, 7,62-мм пулемёт ДТ, 160 выстрелов, ок. 2000 патронов |
Вооружение: | 37-мм пушка Гочкиса или ПС-1 |
Не прошло и пяти лет с тех пор, как МС-1 (Т-18), первый советский серийный танк, принятый на вооружение в 1927 году, безнадежно устарел. Ему на смену должен был прийти Т-19, однако что-то пошло не так, проект «завис», и вот уже в светлые головы командиров пришла мысль не отказываться совсем от Т-18, а провести его глубокую модернизацию, а там, глядишь, и принципиально новая машина, наконец будет готова к производству.
Проект «реанимации» Т-18 назвали Т-20 («Т-18 улучшенный») и начали зимой 1930 года. Задачи, стоявшие перед конструкторами были следующими:
- Увеличить мощность двигателя до 60 л.с.
- Улучшить пушечное вооружение (по возможности).
- Увеличить боекомплект пулемета.
- Увеличить емкость топливного бака со 100 до 160 л.
- Снизить вес пустого танка (для чего даже допускалось уменьшение толщины брони до 15 — 7 мм).
- Унифицировать катки танка с катками Т-19.
- Упростить процесс управления танком.
- Уменьшить число импортных деталей.
Корпус нового танка был готов в мае 1931 г. В нем были устранены все недостатки корпуса Т-18, родившиеся в результате его переделки из Т-16 (наконец-то убрали и носовой удлинитель-противовес, а это между прочим 150 кг живого веса. И заметьте, без уменьшения толщины брони!). Также убрали лишнюю пару катков спереди, упростили форму корпуса, и в целом, можно сказать, что конструкторы выполнили поставленные задачи.
Двигатель танка мощностью 60 л.с. запоздал почти на полгода. Он был подан 14 октября и развил на стенде мощность 57 л.с., правда при лучшей экономичности. Этот двигатель планировалось устанавливать также на танки Т-18 новых серий, танкетки Т-23, а также малые (легковые) и средние тракторы РККА.
Ввиду того, что клепка очень удорожала конструкцию, в октябре под руководством зав. опытным цехом «Большевика» И.Шумилина были разработаны и изготовлены на Ижорском заводе опытные сварные бронекорпуса для Т-20, а позднее — и для Т-19. В изготовлении одного из корпусов непосредственное участие принял известный в те годы конструктор — самоучка Н.И. Дыренков.
Корпуса подвергли обстрелу из 37-мм пушки стальной гранатой, причем обстрел они выдержали хорошо; только 45-мм пушка оказалась эффективной — были обнаружены трещины в соединительных швах и частичные разрушения листов. Но, несмотря на привлекательность сварки для производства танков, для ее применения в массовом производстве не было ни необходимого оборудования, ни опыта, на что неоднократно указывали И.Шумилин и директор завода «Большевик» С.Королев.
Башню Т-20 предполагалось заимствовать от Т-19 вместе с вооружением, но, поскольку таковая изготовлена не была, на опытный образец Т-20 подали серийную башню МС-1 обр. 1930 г. Вместо «броневого глаза» для механика-водителя установили наблюдательную амбразуру, прикрытую пуленепробиваемым стеклом «триплекс» желтоватого цвета. Убрали и рычаги управления, вместо которых ввели колонку по типу авиационной (предусматривалась впоследствии установка рулевого колеса типа автомобильного).
Первые 15 танков Т-20 должны были быть готовы к 7 ноября 1930 г. (планировалось их участие в параде), но долгострой был в то время нормальным явлением и даже в 1931 году единственный опытный танк так и не был готов на 100%. Поэтому от заказа на изготовление 350 танков в течение 1931 -32 гг. отказались в пользу отечественной кальки британского «Виккерс 6-тонн» — Т-26. Недостроенный же Т-20 был передан летом 1931 года для изготовления «60-сильного среднего трактора РККА».
И всё же в 1933 году предпринимается ещё одна попытка «оживить» проект Т-18 путем переработки его ходовой части. Для уменьшения продольных колебаний танка, а также для поднятия скорости движения и ресурса ходовой части в апреле этого же года был создан опытный образец Т-18 с подвеской от танка Т-26.
В нем использовались гусеницы, зубчатые ободы ведущего колеса, а также поддерживающие катки, тележки и рессоры от Т-26 без переделки. Опытный танк поступил на испытания 19 мая 1933 года… и полностью их провалил.
Последняя попытка (уже не «модернизации», а скорее «воскрешения») МС-1 (Т-18) была предпринята аж в 1937 году на заводе №37 им. Орджоникидзе. Двигатели всех машин обоих серий уже никуда не годились и их предлагалось заменить на ГАЗ-М1 с коробкой передач и радиатором танка Т-38. Эту версию машины назвали Т-18М, от оригинала она отличалась ещё и бортовыми фрикционами, ленивцами (сдвоенными) и ведущей звездочкой от Т-38, а также опорными катками от Т-27.
Гусеницу заузили, чтоб не цеплялась за корпус, облегчили башню — вместо грибообразной наблюдательной вышки на крыше башни появилась конусная крышка из углеродистой стали, а также упразднена кормовая ниша. В сущности, эксперимент удался – Т-18М достиг рекордной среди своих «сородичей» скорости – 24,3 км/ч… Но кому она была нужна в 1937 году? Более ветераном МС-1 (Т-18) и его производными Т-20 всерьез уже никто не занимался.
Описание конструкции танка МС-1 (Т-18)
Источник: компиляция armedman.ru из открытых источников (в т.ч. М.Свирин, А.Бескурников «Первые советские танки»)