Содержание
История создания вертолета Ка-60 «Касатка»
Разработка многоцелевого вертолета Ка-60 «Касатка» началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения совместно с более тяжелыми боевыми вертолетами Ка-50 или Ми-28.
На долю всех трех машин выпала нелегкая доля — родиться на сломе эпох, и хотя судьбы каждой из машин сложились по разному, трудности при их создании, конструкторские бюро испытывали одинаковые.
Только в 1990 году, спустя шесть лет (!) фирмой Камова был построен первый макет будущей «Касатки» в натуральную величину. Ещё спустя 7 лет был готов прототип под индексом Ка-60-1. Наконец 29 июля 1998 года, первый опытный экземпляр «нового», а по сути, отметившего уже почти пятнадцатилетие вертолета, был представлен публике, а 10 декабря 1998 года, совершил первый полет.
Особенности вертолета Ка-60 «Касатка»
Ка-60 строился как легкая машина, способная принять на борт 2-2,5 тонны груза. Необходимость в такой машине возникла давно — старые Ми-4 обеспечивающие такую грузоподъемность промышленность давно уже не производит, а заслуженные транспортные вертолеты Ми-8 все-таки предназначены для более «солидных» рейсов.
Вертолет необычен конструктивно, в первую очередь тем, что в отличие от других винтокрылых машин семейства фирмы «Камов», имеет рулевой винт (фенестрон) с 11 лопастями. Такая схема выбрана не случайно — если Ка-27, Ка-26, Ка-50 и другие машины под маркой «Ка» значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, Ка-60 ориентирован скорее на «грузовой» режим, чем на боевой. По подсчетам его доля «висения» составит примерно 1% от общего времени использования.
Малый вес (и довольно неплохая незаметность для радаров) обеспечивается для Ка-60 «Касатка» использованием большого количества композиционных материалов, их доля составляет 60% объема конструкции.
Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики, а узлы спроектированы так, чтобы гарантировать максимальную надежность — особенно много внимания уделено сохранению жизни экипажа, даже при очень жесткой посадке.
Интересно, что двигатель вертолета создан специально под Ка-60, причем его разработка началась на 5 лет позднее разработки самого вертолета, в 1989 году.
Первая опытная машина была оснащена четырехлопастным несущим винтом, на серийных вертолетах предполагается устанавливать пятилопастной воздушный винт с шумопонижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12,7 мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.
Характеристики Ка-60 | |
---|---|
Страна: | Россия |
Тип: | Многоцелевой вертолет |
Год выпуска: | 1998 г. |
Экипаж: | 1 (2) |
Двигатель: | 2 x ГТД РД-600 Рыбинского завода мощностью по 975кВт |
Максимальная скорость: | 300 км/ч |
Практический потолок: | 5150 м |
Дальность полета: | 700 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 6500 кг (до 2750 кг груза) |
Размах крыльев: | диаметр несущего винта: 13,5 м |
Длина: | 13,25 м (без винта) |
Высота: | 4,1 м (фюзеляж) |
Площадь крыла: | --- |
Вооружение: | Модульная система, 2 подвеса |
Применение вертолета Ка-60 «Касатка»
Ка-60 — машина всепогодного и круглосуточного действия. В первую очередь эту машину ждут летные училища — она отлично заменяет давно уже устаревший легкий вертолет Ми-2, и Ми-8, назвать который «учебным», трудно даже с виду.
Еще одно назначение Ка-60 — разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте (индекс Ка-60Р) предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию «Самшит» с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами, а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами. Также ведутся работы над корабельным вертолетом (индекс Ка-60К), предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ.
Предусмотрены и другие модификации Ка-60 — транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д. К большому сожалению, на данный момент вертолет Ка-60 «Касатка» не находится в серийном производстве, хотя о его скором запуске, говорят уже не первый год. Будем ждать и надеяться, ведь тот же Ми-28 после долгих лет «висения» (термин отлично применим к вертолету) в воздухе, в конце концов пошел в серию.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР