Содержание
Самолет для российского авианосца
Советский Союз авианосцев в классическом понимании не строил до конца 70-х годов. Авианесущие крейсеры были, но и полетная палуба и состав авиагруппы у них были значительно меньше, чем у «настоящих» плавучих аэродромов. Основными корабельными самолетами на таких крейсерах были самолеты с вертикальным взлетом Як-38, однако эта машина не могла на равных соперничать с обычными истребителями, а новая машина — Як-141, в серию так и не пошла.
Чтобы преодолеть отставание в области строительства корабельных, палубных истребителей, в ОКБ П.О.Сухого начиная с середины 70-х годов велись работы по теме корабельного самолета на базе истребителя Су-27, носившего еще заводское обозначение Т-10. Планировалось создание самолета, оснащенного базовым комплексом БРЭО и доработанного для выполнения катапультного взлета и посадки на аэрофинишеры (АФ). Параллельно осуществлялись работы по корабельному варианту штурмовика Су-25.
Разработка и производство палубного истребителя Су-33
В 1978 году был выполнен технический проект по Су-27КИ, но работы приостановили из-за переноса сроков по авианесущему кораблю проекта 1153 «орел». К теме вновь вернулись только в начале 80-х, когда руководство страны приняло решение о строительстве на Черноморском судостроительном заводе в г.Николаеве авианесущего крейсера по проекту 1143.5.
Поскольку при разработке стартовой катапульты для проекта 1153 конструкторы столкнулись с рядом технических трудностей, в качестве альтернативного варианта взлета с палубы рассматривался трамплин в законцовках взлетной палубы.
Для повышения надежности и безопасности посадки днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях разработали специальные системы, прошедшие полный цикл испытаний, были смонтированы три аналога корабельных систем посадки. Радиотехнический комплекс «Резистор» обеспечивал заход на посадку в автоматическом, полуавтоматическом и директорном режимах днем и ночью в любых метеоусловиях, а оптические системы «Луна-3» и «Глиссада-Н» — визуальную посадку днем и ночью.
18 апреля 1984 года правительство поручило ОКБ Сухого разработать самолет Су-27К корабельного базирования с нормальным взлетом и посадкой, а в феврале 1985 года главнокомандующими ВВС и ВМФ утвержден его технический проект. Работы проводились под руководством главного конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов.
Первый показ Су-33 широкой публике состоялся 18 августа 1991 г. в г.Жуковский. Серийные корабельные самолеты внешне мало отличаются от опытных. Можно выделить измененное расположение блоков устройства выброса пассивных помех и радиопрозрачную законцовку вертикального оперения меньшей высоты, чтоб самолет свободно проходил в корабельный ангар. С 1992 года Су-33 находится в серийном производстве в г. Комсомольск-на-Амуре.
31 августа 1998 г. палубный истребитель ОКБ им. П.О.Сухого Су-33 был принят на вооружение авиации ВМФ, к этому времени было произведено уже около 30 машин.
Характеристики Су-33 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Истребитель корабельного базирования |
Год выпуска: | 1991 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 2х АЛ-31К по 13300 кгс |
Максимальная скорость: | 2300 км/ч |
Практический потолок: | 17 км |
Дальность полета: | 3000 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 33 т |
Размах крыльев: | 14,70 м |
Длина: | 21,185 м |
Высота: | 5,932 |
Площадь крыла: | 62,0 кв.м. |
Вооружение: | Пушка ГШ-30-1, изменяемое: ракеты воздух-воздух, НУРС, бомбы и т.п. |
Применение и устройство палубного истребителя Су-33
Су-33 имеет широкий спектр применения — он «расчищает» небо для других видов авиации ВМФ, способен уничтожать противолодочные самолёты противника, самолёты-разведчики и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, а также беспилотные летательные аппараты. Также Су-33 ведет воздушную разведку и осуществляет постановку морских мин.
Истребитель Су-33 оснащен системой управления вооружением с усовершенствованной импульсно-доплеровской БРЛС, обеспечивающей поиск и сопровождение воздушных целей на фоне земли или воды. Обеспечивается сопровождение на проходе до 10 целей и одновременный пуск ракет по нескольким целям. Как и Су-27, он имеет оптоэлектронный локатор, в едином комплексе с нашлемной системой целеуказания.
На борту имеется оборонительная система радиоэлектронной разведки «Береза», информирующая летчика о попадании в зону действия радаров противника, а для постановки активных помех может использоваться оборудование РЭБ в контейнерах, расположенных на законцовках крыла.
Специальная система навигации обеспечивает полет над морем и сушей в любых географических условиях, точный выход самолета к своему кораблю и автоматизированную посадку на палубу авианосца.
В кабине летчика вместо индикатора прямой видимости установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также результаты контроля бортовых систем самолета.
Су-33 — самый мощный и дальнобойный в мире истребитель корабельного базирования. Его тактический радиус — более 1000 км, а бомбовая нагрузка составляет 6,5 тонн. На удалении 250 километров от своего авианосца, он способен решать задачи ПВО и ПРО, находясь в воздухе свыше двух с половиной часов.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
источник: компиляция по материалам открытых источников и сайта altnet.ru