Самолет для российского авианосца

Советский Союз авианосцев в классическом понимании не строил до конца 70-х годов. Авианесущие крейсеры были, но и полетная палуба и состав авиагруппы у них были значительно меньше, чем у «настоящих» плавучих аэродромов. Основными корабельными самолетами на таких крейсерах были самолеты с вертикальным взлетом Як-38, однако эта машина не могла на равных соперничать с обычными истребителями, а новая машина — Як-141, в серию так и не пошла.

Чтобы преодолеть отставание в области строительства корабельных, палубных истребителей, в ОКБ П.О.Сухого начиная с середины 70-х годов велись работы по теме корабельного самолета на базе истребителя Су-27, носившего еще заводское обозначение Т-10. Планировалось создание самолета, оснащенного базовым комплексом БРЭО и доработанного для выполнения катапультного взлета и посадки на аэрофинишеры (АФ). Параллельно осуществлялись работы по корабельному варианту штурмовика Су-25.

Разработка и производство палубного истребителя Су-33

В 1978 году был выполнен технический проект по Су-27КИ, но работы приостановили из-за переноса сроков по авианесущему кораблю проекта 1153 «орел». К теме вновь вернулись только в начале 80-х, когда руководство страны приняло решение о строительстве на Черноморском судостроительном заводе  в г.Николаеве авианесущего крейсера по проекту 1143.5.

Поскольку при разработке стартовой катапульты для проекта 1153 конструкторы столкнулись с рядом технических трудностей, в качестве альтернативного варианта взлета с палубы рассматривался трамплин в законцовках взлетной палубы.

Для повышения надежности и безопасности посадки днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях разработали специальные системы, прошедшие полный цикл испытаний, были смонтированы три аналога корабельных систем посадки. Радиотехнический комплекс «Резистор» обеспечивал заход на посадку в автоматическом, полуавтоматическом и директорном режимах днем и ночью в любых метеоусловиях, а оптические системы «Луна-3» и «Глиссада-Н» — визуальную посадку днем и ночью.

18 апреля 1984 года правительство поручило ОКБ Сухого  разработать самолет Су-27К корабельного базирования с нормальным взлетом и посадкой, а в феврале 1985 года главнокомандующими ВВС и ВМФ утвержден его технический проект. Работы проводились под руководством главного конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов.

Палубный истребитель Су-33.

Палубный истребитель Су-33.

Первый показ Су-33 широкой публике состоялся 18 августа 1991 г. в г.Жуковский. Серийные корабельные самолеты внешне мало отличаются от опытных. Можно выделить измененное расположение блоков устройства выброса пассивных помех и радиопрозрачную законцовку вертикального оперения меньшей высоты, чтоб самолет свободно проходил в корабельный ангар. С 1992 года Су-33 находится в серийном производстве в г. Комсомольск-на-Амуре.



31 августа 1998 г. палубный истребитель ОКБ им. П.О.Сухого Су-33 был принят на вооружение авиации ВМФ, к этому времени было произведено уже около 30 машин.

Характеристики Су-33

Истребитель корабельного базирования Су-33
Страна: СССР
Тип: Истребитель корабельного базирования
Год выпуска: 1991 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 2х АЛ-31К по 13300 кгс
Максимальная скорость: 2300 км/ч
Практический потолок: 17 км
Дальность полета: 3000 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: 33 т
Размах крыльев: 14,70 м
Длина: 21,185 м
Высота: 5,932
Площадь крыла: 62,0 кв.м.
Вооружение:Пушка ГШ-30-1, изменяемое: ракеты воздух-воздух, НУРС, бомбы и т.п.

Применение и устройство палубного истребителя Су-33

Су-33 имеет широкий спектр применения — он «расчищает» небо для других видов авиации ВМФ, способен уничтожать противолодочные самолёты противника, самолёты-разведчики и самолёты дальнего радиолокационного обнаружения, а также беспилотные летательные аппараты. Также Су-33 ведет воздушную разведку и осуществляет постановку морских мин.

Истребитель Су-33 оснащен системой управления вооружением с усовершенствованной импульсно-доплеровской БРЛС, обеспечивающей поиск и сопровождение воздушных целей на фоне земли или воды. Обеспечивается сопровождение на проходе до 10 целей и одновременный пуск ракет по нескольким целям. Как и Су-27, он имеет оптоэлектронный локатор, в едином комплексе с нашлемной системой целеуказания.

На борту имеется оборонительная система радиоэлектронной разведки «Береза», информирующая летчика о попадании в зону действия радаров противника, а для постановки активных помех может использоваться оборудование РЭБ в контейнерах, расположенных на законцовках крыла.

Специальная система навигации обеспечивает полет над морем и сушей в любых географических условиях, точный выход самолета к своему кораблю и автоматизированную посадку на палубу авианосца.

В кабине летчика вместо индикатора прямой видимости установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также результаты контроля бортовых систем самолета.

Су-33 — самый мощный и дальнобойный в мире истребитель корабельного базирования. Его тактический радиус — более 1000 км, а бомбовая нагрузка составляет 6,5 тонн. На удалении 250 километров от своего авианосца, он способен решать задачи ПВО и ПРО, находясь в воздухе свыше двух с половиной часов.

 

 


источник: компиляция по материалам открытых источников и сайта altnet.ru