История создания и боевой службы штурмовиков Су-25 «Грач»
Когда к 60-м годам прошла первая эйфория от обретения очередного «абсолютного оружия» — на этот раз ядерного, ведущие мировые державы, вновь вспомнили об вооружениях вполне традиционных. Совершенно не закрытой темой в этом вопросе, были штурмовики — вещь, как показала Вторая мировая война, совершенно незаменимая на поле боя.
США обзавелись сперва А-9, а затем и А-10 «Тандерболт» — хоть и тихоходными и габаритными, но сравнительно мощными и хорошо бронированными штурмовиками. СССР самолета специальной конструкции предназначенного для штурмовок, в то время ещё не имел. Опыты с серийными истребителями и бомбардировщиками (Су-7Б, МиГ-19, МиГ-21) не принесли результата — слишком скоростные, а при уменьшении скорости ещё и мало маневренные, на звание штурмовика они совершенно не годились.
ОКБ Сухого приступило к разработке самолета нового типа, поступившего в последствии на вооружение под индексом «Су-25«, практически с нуля. Предназначение первого послевоенного советского штурмовика не изменилось — поддержка сухопутных войск, уничтожение тяжелой техники, укреплений и других хорошо защищенных целей. Новая машина строилась долго, но зато и результат был впечатляющий.
По сравнению с американским «конкурентом» А-10 она была лучше буквально по всем ключевым показателям — меньше, легче, при этом мощнее и намного быстрее, благодаря установке турбореактивных, а не турбовентиляторных двигателей. В конструкции Су-25 были учтены требования укороченного фюзеляжа, независимости от наземных служб, хорошей маневренности на малой высоте и высокой устойчивости к наземному огню вплоть до 23-мм калибра.
Советские конструкторы уделяли внимание не способности поврежденного самолета выживать в сражении «вообще», а более конкретно — умению избежать обстрела с земли. Су-25 оснащен сравнительно тонким крылом с высокоскоростным пленочным покрытием приспособленным к полетам на низкой высоте, а предкрылки по всей длине крыла и двухщелевые закрылки, обеспечивали штурмовику Су-25 высокую сопротивляемость штопору, тяговооруженность и маневренность.
Штурмовики Су-25 стали поступать в боевые части в апреле 1981 г, а уже с июня того же года начали активно участвовать боевых действиях в Афганистане, с самой лучшей стороны проявив свои высокие боевые качества. За все время войны в Афганистане Су-25 произвели около 60 000 боевых вылетов (в среднем по 3000 на самолет), выполняя в день до 8 вылетов. При этом были показаны высокие боевые и летные качества самолета, а также его неприхотливость, мощная система обеспечения безопасности и высокая ремонтопригодность. Всего за 9 лет при таком темпе боев было потеряно 23 штурмовика.
При этом не было ни одного случая взрыва баков или потери самолета из-за гибели летчика. Более того, известен случай, когда самолет был сбит только попаданием второй ракеты, причем летчик был спасен броневой защитой кабины и фонаря.
Иными словами, штурмовики Су-25 имели 1 боевую потерю на 80-90 боевых повреждений, что в 4 — 6 раз лучше, чем у самолетов других типов.
Характеристики Су-25 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Штурмовик |
Год выпуска: | 1981 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | 2 ТРД Р-195 по 4500 кгc |
Максимальная скорость: | 950 км/ч |
Практический потолок: | 10 000 м. |
Дальность полета: | 1250 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | До 19,5 т |
Размах крыльев: | 14,4 м |
Длина: | 15,3 м |
Высота: | 5,2 м |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 30-мм двухствольная пушка ГШ-30-2, управляемые ракеты "воздух-воздух", "воздух-земля", НУРС, бомбы. |
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
источник: компиляция по материалам открытых источников и сайта altnet.ru