Содержание
История создания боевого вертолета Ми-24
Со времен Второй Мировой Войны известно выражение «летающий танк», так называли бронированные советские штурмовики Ил-2. Однако если и есть на свете настоящий летающий танк, то это без сомнения боевой вертолет Ми-24. Ми-24 — уникальная машина.
Его броня выдерживает попадания 23-мм снарядов, известен случай (Ливан, 1982 год), когда Ми-24 буквально смял в таранной атаке… истребитель RF-4С «Фантом II»! Послужной список Ми-24 впечатляет (Афганистан, Ирак, Ангола, Мозамбик, Сирия, Ливия, Йемен, Эфиопия и т.п.), однако не смотря на солидный возраст, эта машина до сих пор в строю и вряд ли будет полностью заменена в ближайшее время – сравнимых с ней по степени защищенности, огневой мощи и надежности вертолетов в мире практически нет.
Надо сказать, что Ми-24 был первым советским полностью ориентированным на военные нужды вертолетом. Его разработка началась ещё в 1967 году, когда вьетнамская война наглядно продемонстрировала преимущества винтокрылых машин.
Разработка Ми-24 велась параллельно с подготовкой к его серийному выпуску. Уже в 1969 году опытный экземпляр нового вертолета впервые поднялся в воздух, а в 1971 году начал поступать в части.
Машина получилась действительно удачной. Вплоть до конца семидесятых годов это был самый эффективный и самый мощный боевой вертолет в мире. А еще — лучше всех других бронированный и самый скоростной. На одном из вариантов Ми-24 был даже установлен абсолютный рекорд скорости — 367 км/ч, продержавшийся около 10 лет.
Первоначально экипаж Ми-24 включал двух человек: летчика и оператора оружия. Со временем, роли экипажа пересмотрели – оператор оружия стал летчиком-оператором, в экипаж был введен борттехник, размещающийся в десантной кабине.
Принципиальным отличием Ми-24 от западных (впрочем, и других советских и российских) машин был «пассажирский» отсек, рассчитанный на 8 десантников.
Вооружение вертолета составляет 23-мм пушка на подвижной установке (ранее вращающийся блок 12,7-мм пулеметов, ещё ранее просто пулемет), противотанковые ракеты «Штурм» и 4 подвесных блока НУРС на 132 снаряда.
Вертолет непрерывно дорабатывался и модернизировался, причем некоторые модели так значительно отличались тем же составом вооружения, что вполне могут считаться за самостоятельные машины. Он оборудован системой отстрела тепловых ловушек для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения, а его двигатели, по удельным и весовым характеристикам до сих пор находятся на уровне лучших мировых образцов.
Ми-24 способен решать самые разнообразные задачи: уничтожать танки противника, штурмовать огневые позиции и опорные пункты, сопровождать транспортно-десантные вертолеты и вести воздушный бой, корректировать огонь артиллерии, забрасывать в тыл противника небольшие десантные подразделения и разведгруппы, вести радиационную и химическую разведку, эвакуировать с поля боя раненых.
Экспортная версия Ми-24 имеет индекс Ми-35.
Ми-24ВМ и Ми-35М – модернизированный Ми-24
Несмотря на то, что выпуск Ми-24 прекращен, а сам вертолет постепенно планируется заменить на Ми-28, производство которых наконец удалось наладить, в ближайшие годы заслуженный ветеран Ми-24 продолжит оставаться основным боевым вертолетом ВВС России.
В связи с этим, проводится модернизация уже состоящих в строю машин, основанная, главным образом, на замене «родных» агрегатов Ми-24 на аналогичные, предназначенные для Ми-28Н.
Первыми в очереди на замену стоят винты – штатные металлические заметно проигрывают стеклопластиковым. Одновременно штатную втулку несущего винта Ми-24 ждет замена на эластомерную с Ми-28Н, не требующую смазки. Вместо трехлопастного рулевого винта устанавливают малошумный Х-образный. В соответствии с унификацией с Ми-28Н дорабатывается автомат перекоса.
Эти меры позволяют снизить массу Ми-24 на 300 кг и увеличить статический потолок на 600 м. Одновременно с этим увеличиваются показатели скороподъемности, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая живучесть машины.
Планируется также сделать шасси Ми-24ВМ не убирающимся (в боевых условиях вертолет идет на малой высоте и, соответственно, скорости, и летчик, при получении повреждений, просто не успевает выпустить шасси), применив аварийную систему по типу Ми-28, и заодно упростив конструкцию и дополнительно облегчить вертолет.
Применение новых балочных держателей ракетного оружия ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок позволяет более компактно разместить оружие на крыле, снизив его размах. Новая радиостанция также облегчает вес и дает возможность выходить на связь, помимо авиационных, ещё и на частотах радиостанций СВ.
На Ми-24ВМ в состав авиационных средств поражения ввели комплекс управляемых ракет «Атака», вместо ранее применявшихся ракет «Штурм», их боекомплект доведен до 16 шт.
На вертолете установлена несъемная подвижная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23. Вместо двух аналоговых вычислителей на Ми-24ВМ ставят один цифровой комплекс БВК-24 с лазерным дальномером, а для поражения воздушных целей — систему управления вооружением СУВ «Игла В». Эти доработки повышают эффективность поражения одиночных целей в 1.4-1.6 раза, увеличивают зоны поражения НППУ в 2-2.5 раза и повышают боевую эффективность управляемых ракет в 1.7-2.2 раза.
Ещё одно важное новшество – Ми-24ВМ в отличие от оригинала, может выполнять и ночные боевые вылеты. Очки ночного видения, приборы без засветки, круглосуточная обзорно-прицельная система с тепловизионным, телевизионным и дальномерным каналами – целый комплекс нововведений, по сути оставляющий от привычного нам вертолета только внешний облик.
Характеристики Ми-24 | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Боевой вертолет |
Год выпуска: | 1969 г. |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | 2 ТВД, ТВ3-117, мощностью по 1619 кВт (Санкт-Петербургское ОКБ им. В. Я. Климова ) |
Максимальная скорость: | 315 км/ч |
Практический потолок: | 4500 м (динамический), 1050 м (статический) |
Дальность полета: | 450 км |
Масса пустого: | 8,5 т |
Максимальная взлетная масса: | 11,5 т |
Размах крыльев: | Диаметр винта: 17,3 м |
Длина: | 21,5 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 23-мм пушка, ПТУР "Штурм", 132 НУР, 4 бомбы |
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация России/СССР
источник: по материалам army.lv