Сайт рекомендован для аудитории 16+

Боевые вертолеты Ми-25 и Ми-35



«Краткая справка: Экспортная модификация российского боевого вертолета Ми-24, вертолеты Ми-25/Ми-35. История создания, модификации, боевое применение»

Боевой вертолет Ми-25/Ми-35 - экспортный вариант Ми-24

Боевой вертолет Ми-25/Ми-35 — экспортный вариант Ми-24

 

История создания вертолетов Ми-24 и Ми-35

Есть такая шутка — «что такое вертолеты? это души погибших танков». Наверняка, её вспоминает каждый, кто хоть раз увидит боевой вертолет Ми-24. Однако, за рубежом «крокодил» (прозвище Ми-24 за характерный внешний вид) больше известен под экспортными обозначениями: Ми-25 и Ми-35. Ми-25 представляет собой экспортный вариант модификации Ми-24Д, а Ми-35 —  модификации Ми-24В.

Оба варианта от «российской» версии отличаются комплексами бортового оборудования, и теоретически представляют её полную копию. Так ли это на самом деле, сказать трудно, но технические характеристики Ми-24 соответствующих модификаций и экспортных аналогов практически совпадают.

  • Вертолеты типа Ми-25 экспортировались в: Афганистан, Алжир, Анголу, Вьетнам, Индию, Ирак, Йемен, Камбоджу, Кубу, Ливию, Никарагуа, Перу, Северную Корею, Сирию, Эфиопию.
  • Вертолеты типа Ми-35 экспортировались в: Анголу, Афганистан, Буркина-Фасо, Зимбабве, Индию, Индонезию, Кипр, Мьянму, Намибию, Перу, Сенегал, Судан, Узбекистан, Чехию, Шри-Ланка, Эритрею, Эфиопию.
Ми-25 ВВС Индии

Ми-25 ВВС Индии

Конструкция вертолетов Ми-24 и Ми-35

См. статью о боевом вертолете Ми-24.

Вертолет Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме с 5-и лопастным несущим и 3-х лопастным рулевым винтами.

Фюзеляж полумонокок, цельнометаллический. На фюзеляже установлено небольшое крыло, консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора.



Силовая установка состоит из 2х ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом.

Кабины членов экипажа раздельные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.

Боевой вертолет Ми-25/Ми-35

Боевой вертолет Ми-25/Ми-35

Основные модификации вертолётов Ми-25 и Ми-35

  • Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д.
  • Ми-25У — экспортный вариант Ми-24ДУ с полноценным двойным управлением, но без пулемёта.
  • Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
  • Ми-35М1 — модернизированный, с двигателями ТВ3-117ВМА, Х-образным рулевым винтом, французской авионикой, укороченным крылом, топливными баками с пенополиуретаном. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП. Разработан в 1995 году.
  • Ми-35М2 — высотный, с двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, измененным составом радиооборудования. В состав вооружения включена ракета «Игла-В», пушка ГШ-23В с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
  • Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.
  • Ми-35МО — ночной, с оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
  • Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
  • Ми-35ПН — ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
  • «Mission-24» — модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.

Характеристики Ми-25, Ми-35

Боевые вертолеты Ми-25 и Ми-35
Страна: СССР
Тип: Боевой вертолет
Год выпуска: Как у Ми-24Д и Ми-24В
Экипаж: 3 человека
Двигатель: 2х ТВ3-117 мощностью 2200 л.с. / 2х ТВ3-117В мощностью 2225 л.с.
Максимальная скорость: 320 км/ч
Практический потолок: Статический: 1300 м / 2000 м, динамический: 4500 м / 4600 м
Дальность полета: 595 км (боевая), 1000 км (перегоночная с подвесными баками).
Масса пустого: 8340 кг / 8500 кг
Максимальная взлетная масса: 11500 кг (нормальная взлетная 11200 кг).
Размах крыльев: Диаметр несущего винта: 17,3 м, размах крыла: 6,66 м.
Длина: По фюзеляжу: 17,506 м, с учетом винтов: 21,35 м.
Высота: До втулки несущего винта: 4,39 м, по рулевому винту: 5,47 м.
Площадь крыла: 6,75 кв.м.
Вооружение:Пушка, управляемые ракеты, НУРС (как у Ми-24 соответствующих моделей, но штатное вооружение заменено экспортными аналогами).

Характеристики приведены для моделей Ми-25/Ми-35, там где они различаются, данные даны через дробь

Боевое применение Ми-25 и Ми-35

Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях:

  • гражданская войны в Республике Чад (1980-1987)
  • ирано-иракская война (1980-1988)
  • 5-ая арабо-израильская война в Ливане (1982)
  • гражданская война в Никарагуа (1983-1990)
  • гражданская война в Анголе (с 1985 года)
  • индо-пакистанский конфликт (1987)
  • гражданская война в ЭФиопии (1988-1991)
  • война в Кувейте (1990 г). Л

Также вертолеты успешно работали:

  • Операции против сепаратистов на юге Ливана (Ливия)
  • Операции против ТОТИ в Шри-Ланке (Индия)
  • Операции против «красных кхмеров» в Камбодже (Вьетнам)
  • Операции против наркомафии (Перу)
  • Против мятежников и пиратов в Эфиопии (правительство Эфиопии)

На «совести» «экспортников» есть также два любопытных эпизода:

  • Первый в мире бой между боевыми вертолетами (иракский Ми-25 против иранского AH-1J «Си Кобра», 1980 г.).
  • Первая победа боевого вертолета над боевым самолетом (иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 «Фантом II», 24 октября 1982 г.).

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет