Содержание
История создания скоростного бомбардировщика Бристоль «Бленхейм»
Британский скоростной бомбардировщик Bristol «Blenheim» («Бленим», или «Бленхейм») был разработан фирмой «Бристоль Эйрплейн Компани» в Филтоне (Великобритания) в 1936 году под руководством Ф.Барнуэлла. За основу конструкции «Бленхейма» взят гражданский самолёт бизнес-класса «Бристоль»-142, разработанный в 1933 году и поднявшийся в воздух 12 апреля 1935 года.
Военных новинка заинтересовала сразу благодаря впечатляющей скорости — «Бристоль»-142 по скорости превосходил советский «скоростной бомбардировщик» СБ на 60 км/ч, а ведь тот, прославился тем, что мог ходить в рейды без истребительного прикрытия — подавляющее число истребителей того времени было просто не способно за ним угнаться.
Под требования военных гражданский «Бристоль» доработали: для установки бомбового отсека пришлось поднять крыло (Бристоль-142 был низкопланом), также было приподнято и увеличено в размерах хвостовое оперение, усилена конструкция планёра, изменена конструкция кабины экипажа, добавлено оборонительное вооружение и места стрелков.
«Конверсия» гражданской модели в военную прошла легко и безболезненно, и уже в июне 1936 года было развернуто серийное производство бомбардировщика, а также начались его продажи за рубеж — главным образом в Финляндию. На вооружение собственно ВВС Великобритании Бристоль «Бленхейм» был принят в 1937 году, но к 1939 году стал самым массовым британским бомбардировщиком.
Производство самолётов осуществлялось на заводах «Бристоль», «А.В.Роу» и «Рутс секьюритиз» в Великобритании (до июня 1943 года), а также по лицензии на фирмах «Валтион Леконтедас» (Финляндия, до 1944 года), «Икарус» (Югославия), «Фэйрчайлд эйркрафт» (Канада).
В общей сложности изготовлено 4422 самолёта различных модификаций.
Несмотря на хорошие скоростные данные на момент начала производства, уже к 1942 году Бристоль «Бленхейм» стал массово выводится из строевых частей, заменяясь по мере возможности на более совершенные бомбардировщики новых типов. Сказывались слабое оборонительное вооружение, да и моторы истребителей изрядно прибавили в мощности, делая бомбардировщики это модели легкой добычей.
Тем не менее, на некоторых театрах военных действий Второй Мировой войны (в Северной Африке), «Бленхейм» воевал (правда на вторых ролях) до 1943 года.
С вооружения Великобритании Бристоль «Бленхейм» снят в 1945 году. Финские бомбардировщики этого типа служили вплоть до 1948 года, а затем, переоборудованные в учебные, транспортные и патрульные самолеты, оставались в строю до 1956 г.
Конструкция скоростного бомбардировщика Бристоль «Бленхейм»
Скоростной бомбардировщик Bristol «Blenheim» представлял собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом. Шасси убирающееся (впервые в Великобритании), трёхопорное, с хвостовым колесом.
Силовая установка состояла из 2 поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения «Меркьюри» Mk.VIII с трёхлопастными винтами изменяемого шага Де-Хевиленд «Гамильтон». Экипаж размещался в закрытой кабине.
Оборонительное вооружение состояло из 2 7,7-мм пулемётов: один в левой плоскости, второй — на подвижной турели в полуубирающейся башне. Турель оснащалась электроприводом. Топливные баки по началу не протектировались, и получать защиту начали только с 1940 г.
Финские «Бленимы» (как местного производства, так и импортированные из Великобритании) отличались бомбоотсеками увеличенного размера и возможностью установки лыжного шасси.
Модификации бомбардировщика Бристоль «Бленхейм»
-
- Бристоль-142 «Британиен фёрст» — гражданский самолёт бизнес-класса. Первый полёт состоялся 12 апреля 1935 года. Имел четырехлопастные деревянные винты фиксированного шага, затем их заменили на трехлопастные металлические двухшажные.
- Бристоль-143 — гражданский самолет двойного назначения, «трансформирующийся» при необходимости в бомбардировщик или в тяжелый истребитель (проект).
- «Бленим» Mk.I — первый серийный вариант скоростного бомбардировщика. Отличался двигателями «Меркьюри» Mk.VIS2 (начиная с 4-ой машины: Mk.VIII), убирающимся задним колесом (у Бристоль-142 оно не убиралось и помещалось в обтекатель). Первый полёт состоялся 26 июня 1936 года.
- «Бленим» Mk.IF — тяжёлый истребитель на базе Mk.I. с 4 дополнительными пулемётами в контейнере под фюзеляжем. Переоборудовался из бомбардировщиков в войсках в 1938-1940 годах.
- «Бленим» PR.I — скоростной фоторазведчик без вооружения. Переоборудован 1 самолёт Mk.I.
- «Бленим» Mk.II — самолёт с увеличенным запасом топлива и бомбовой нагрузкой, а также усиленным шасси. Переоборудован 1 самолёт Mk.I.
- «Бленим» Mk.IV — бомбардировщик с удлинённой носовой частью фюзеляжа, наиболее массовая модификация. Отличался двигателями «Меркьюри» Mk.XV и дополнительными топливными баками.
- «Бленим» Mk.IVF — тяжёлый истребитель на базе Mk.IV. Переоборудовался из бомбардировщиков в войсках, однако полноценным тяжелым истребителем, увы, стать не смог — слабое вооружение и недостаточная скорость позволяли ему выступать только в роли ночного истребителя. В варианте барражирующего ночного перехватчика, оснащался радаром AI Mk.III
- «Бленим» Mk.V — бомбардировщик с двигателями «Меркьюри» Mk.XXV (на самолётах поздних серий Mk.XXX).
- «Болингброк» Mk.I — канадский вариант «Бленима» Mk.IV. Отличался оборудованием американского производства.
- «Болингброк» Ml.IV — канадский бомбардировщик с двигателями «Меркьюри» Mk.XX.
Эксплуатация бомбардировщика Бристоль «Бленхейм»
Британские «Бленимы» были впервые применены 4 сентября 1939 года во время бомбардировки базы немецкого флота Вильгельмсхафен. К этому времени самолёт уже успел устареть, поэтому бомбардировка имела незначительный успех при ощутимых потерях. Это повторялось и в последующих боях.
Несколько лучше дело обстояло в 1940 году в Северной Африке и на Ближнем Востоке при действиях против итальянцев, но после прибытия туда немецкого Африканского корпуса Роммеля «бленимы» начали нести большие потери от истребителей Bf.109E. На Дальнем Востоке также не могли противостоять японским истребителям. К 1942 году их повсеместно начали сменять более совершенные бомбардировщики. Последний раз применялись в конце 1943 года в Северной Африке. Снят с вооружения в июле 1945 года.
С 1937 года бомбардировщики Бристоль «Бленим» поставлялись финским ВВС. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов самолётами «Бленим» были вооружены 3 эскадрильи (42, 44, 46). В боях потеряно 5 самолётов. Во время Великой Отечественной «Бленим» применялся финами до 1944 года (вплоть до перемирия). Снят с вооружения финских ВВС в 1948 году.
Самолёт поставлялся также Греции, Португалии, Румынии, Турции, Хорватии и Югославии. Югославские «Бленимы» применялись против немецких войск в апреле 1941 года, бомбили цели на территории Венгрии и Австрии. Греческие «Бленимы» воевали в 1940 году против итальянцев и в 1941 против немцев. Канадские «Болингброки» использовались для патрулирования побережья.
В целом, подводя итог, нельзя не отметить, что бомбардировщик Бристоль «Бленим» на момент своего появления был весьма совершенным технически, и обладал неплохими боевыми характеристиками. Однако, самолет не имел никакого задела на будущее: его главное преимущество — скорость было практически сведено на нет уже на следующий год после запуска в серийное производство, с появлением модификаций истребителей, имевших мощные двигатели (как немецкий «Мессершмитт-109E» или английский же «Спитфайр»), в то время как слабое вооружение не давало им никаких шансов против них в воздушном бою.
Потери «Блейнимов» были действительно высоки, к примеру, в попытке нарушить снабжение итальянской группировки в Северной Африке, на Мальту во втоой половине 1941 года была переброшена группа бомбардировщиков типа «Бленим» Mk.IV с 26 экипажами. До конца года 24 из них погибли во время схваток с немецкими истребителями, пришедшими на помощь итальянцам.
Эта статья входит в группы: • Справочник авиации • Авиация того же периода • Авиация Великобритании
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Авиация Великобритании во второй мировой войне». Бомбардировщики. — Ч. 1. — М.: «Крылья-дайджест», ЦАГИ, 1997.