Сайт рекомендован для аудитории 16+

«Стюарт» — эсминец меняет гражданство



Эскадренный миноносец «Стюарт» был заложен 9 сентября 1919 г. В США, на заводе Крампа в Филадельфии. Он относился к заказанной в рамках программы наращивания флота в ходе первой мировой войны очень многочисленной серии эсминцев, получивших за свой характерный силуэт название «гладкопалубников» и «четырехтрубников».

Эсминец "Стюарт", первоначальный вид

Эсминец «Стюарт», первоначальный вид

«Стюарт» спущен на воду 4 марта 1920 г., а 15 сентября того же года он вступил в строй. После годичного пребывания в резервном дивизионе и нескольких месяцев в эскадре эсминцев Атлантического флота летом 1922 г. Эсминец пересёк Атлантику, Средиземное море, Индийский океан, прибыл на Филиппины и вошел в состав американского Азиатского флота. В последующие годы «Стюарт» нес службу в Китае, выполняя роль стационера, последний визит в китайские порты Желтого моря он совершил летом и осенью 1940 г. Весь 1941 год, по мере ухудшения обстановки, эсминец находился на Филиппинах, а 27 ноября вместе с остальными кораблями Азиатского флота получил приказание направиться в голландскую Ист-Индию.

К началу войны «Стюарт» под командованием капитана 3 ранга Гарольда П. Смита являлся флагманом 58-го дивизиона эсминцев, которым командовал капитан 2 ранга Т.Г. Бинфорд, дивизион входил в 29-ю эскадру эсминцев. Первые два месяца войны «Стюарт» сопровождал конвои в районе голландской Индии, затем 4 февраля в составе объединенных сил адмирала Доормана участвовал в неудачной попытке перехватить в Макассарском проливе японский конвой с десантом.

На рассвете 19 февраля японские войска высадились на о. Бали. Адмирал Доорман решил в ночь с 19 на 20 февраля атаковать находившееся в проливе Бадунг японское соединение тремя группами кораблей: в первую вошли голландские легкие крейсера «Де Рейтер» и «Ява», эсминец «Пит Хейн» и американские эсминцы «Поуп» и «Джон Д. Форд», во вторую — голландский легкий крейсер «Тромп» и четыре американских эсминца 58-го дивизиона: «Стюарт», «Пэррот», «Пиллсбюри» и «Эдвардс», в третью — 8 голландских торпедных катеров.

Встреча с противником закончилась для союзников плачевно: голландские крейсера бежали от всего двух японских эсминцев, один из собственных эсминцев («Пит Хейн») был подорван торпедой, «Стюарт» получил серьезные повреждения рулевой машины. Японцы заняли о.Бали, а союзное соединение кораблей отошло в Сурабай, где осмотр показал, что «Стюарт» нуждается в доковом ремонте.

22 февраля его ввели в плавучий док, однако флотские «умельцы» так закрепили эсминец, что тот просто завалился на борт с креном 45°, повредил корпус и оказался наполовину затопленным. За месяц работ под постоянными бомбежками портовому персоналу так и на удалось его выровнять, и вскоре команда покинула «Стюарт», а когда японцы стали наседать, и угроза вторжения стала вполне осязаемой, эсминец просто затопили вместе с тем же доком, 22 марта 1941 года. 25 марта 1942 года корабль исключили из списков ВМФ США, а его имя было присвоено новому эскортному эсминцу DE-238.

К этому момент «Стюарт» прожил уже солидную для эсминца жизнь и был почтенным стариком. Но так распорядилась судьба, что о нем, пролежавшем под водой целый год бесполезным хламом, вдруг вспомнили… японцы. Никто, конечно, не собирался на нем «всерьез» воевать, но японский флот остро нуждался в транспортах и вспомогательных кораблях. Начались судоподъемные работы и на бывшем «Стюарте», успешно завершившиеся в феврале 1943 г. Несмотря на значительные повреждения старый корабль было решено восстановить, и это стало своего рода частным проектом работавшего на нем подразделения японского флота.

Эсминец "Стюарт" в новом облике, и вновь под американским флагом

Эсминец «Стюарт» в новом облике, и вновь под американским флагом



С бывшего эсминца сняли все американское вооружение, он получил два голландских 76-мм орудия и два 7,7-мм пулемета, а также большой запас глубинных бомб. Несколько изменился и его силуэт: первые две трубы были объединены в одну, чтобы не спутать его с однотипными кораблями американского флота. Механизмы находились в очень плохом состоянии, из четырех котлов работали только два (из-за чего скорость ограничивалась 20 узлами), и это требовало терпения и высокой квалификации от его экипажа, особенно от машинной команды. Старый эсминец был несколько понижен в статусе — переклассифицирован в патрульный корабль (ПКР) с номерным обозначением 102.

20 сентября 1943 года в Сурабае он был введен в строй японского императорского флота и вошел в состав флота юго-западного района. Первоначально основным районом его деятельности было Яванское море и воды к западу от Новой Гвинеи, где он заработал хорошую боевую репутацию. В начале июля 1944 г. штаб и управление флота юго-западного района были переведены в Манилу, и в августе 1944 г. ПКР-102 действовал уже в районе Филиппин, и здесь он достиг своего главного успеха в военной карьере.

Утром 24 августа к бухте Дасоль, где была обнаружена активность американских подводных лодок. ПКР-102, и сторожевик СКР-22 над которыми кружил вооруженный глубинными бомбами самолет немедленно были направлены в этот квадрат. Их капитаны и знать не могли, что вместе с ними, копируя их курс, шли и две американские субмарины – «Хардер» и «Хейк». Подводники допустили ошибку, неверно классифицировав японские суда.

«Хардер» вышла в атаку и выпустила три торпеды по СКР-22, но все три прошли мимо, а сброшенная с самолета глубинная бомба вынудила «Хардер» уйти на глубину и обозначила ее местонахождения.

В 07.28 ПКР-102 сбросил в указанной точке серию глубинных бомб, каждая из которых должна была взорваться на большей глубине, чем предыдущая. От такой вилки американская лодка уйти не могла, и на патрульном корабле отметили, что после пятого взрыва на поверхность была выброшена нефть, деревянные обломки и куски пробки, шумы подводной лодки больше не прослушивались — американский флот лишился одной из самых известных своих субмарин.

Не смотря на тяжелую конвойную службу, команда ПКР-102 старалась поддерживать свой корабль в приличном состоянии, однако его решено было направить для ремонта на военно-морскую верфь Куре. В середине ноября 1944 г. ПКР-102 встал на ремонт.

Знаете ли вы, что...
звезда героя ...звезду Героя первоначально создавали исключительно как награду для летчиков?
Целый ряд мер был предпринят для повышения недостаточной по нормам японского флота остойчивости и увеличения периода качки. В трюм был уложен дополнительный балласт, бортовые кили были увеличены по длине и ширине, для понижения центра тяжести была уменьшены высота всех труб. Фок-мачта была заменена более типичной для японского флота треногой, а вместо грот-мачты установили уменьшенное ее подобие. Мостик также был немного изменен и принял более «японский» вид. В котельных удалось ввести в строй третий котел, это позволило иметь на валах мощность 28500 л.с., так что даже при возросшем в результате модернизации водоизмещении (с 1190 до 1539 т) корабль мог развить максимальную скорость в 26 узлов.

После прибытия в Куре голландское вооружение с ПКР-102 было снято. Вместо него корабль получил два японских 76-мм зенитных орудия (официальное обозначение — 8-см/40-калиб. тип 3), 15 25-мм зенитных автоматов (4×2 и 7×1) и 72 глубинные бомбы. Один спаренный 25-мм автомат был установлен на площадке перед мостиком, а три других — на возвышенной позиции в средней части корабля, на четвертом месте, по левому борту ближе к носу, вероятно из-за недостатка спаренных 25-мм установок стоял одноорудийный автомат. Корабль получил и радиоэлектронное вооружение — радары обнаружения воздушных целей тип 13 и обнаружения надводных целей тип 22, антенны которых были установлены на фок-мачте и наверху мостика соответственно, также был установлен гидролокатор.

Улучшенные мореходные качества, новое вооружение — все это значительно повысило боевые возможности корабля. ПКР-102 по-прежнему находился в составе флота юго-западного района и после выхода из ремонта должен был вернуться на Яву, но вторжение противника на Филиппины сделало это невозможным. Корабль был оставлен в водах метрополии и выполнял эскортные задачи. 28 апреля 1945 г., все еще числясь в составе флота юго-западного района, он получил повреждения в результате налета американских бомбардировщиков на порт Мокпо в Корее, а 30 апреля был передан военно-морскому району Куре.

После окончания войны корабль был обнаружен американскими оккупационными властями, снова введен в строй американского флота под обозначением DD-224 и направлен в Сан-Франциско, однако около Гуама у него произошла авария в машинах, и к конечному пункту он прибыл на буксире в начале марта 1946 г. 17 апреля того же года он был исключен из списков флота, а 24 мая около Сан-Франциско потоплен авиацией как корабль-цель.

 

Эта статья входит в группы: • Справочник ВМФВоенные корабли того же периода • ВМФ США

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии