Характеристики линейных крейсеров типа «Зейдлиц»

Немецкий линейный крейсер «Зейдлиц»
Страна: Германия
Тип: Линейный крейсер
Дата выпуска: 1913 г.
Водоизмещение:28550 тонн
Длинна: 200,63 м.
Ширина: 28,52 м.
Осадка: 9,3 м.
Бронирование: главный броневой пояс - 299,7 мм
главный боевой пояс на уровне ватерлинии - 99 мм
противоторпедная переборка - 25,4 мм
главная броневая палуба: 30,5-78,7 мм
казематы - 150 мм
цитадель - 264,2 мм
башни: 30,5-248,9 мм
барбеты - 231,1 мм
боевая рубка: 99-299,7 мм
Экипаж: 1240 человек
Силовая установка: 4 паровые турбины общей мощностью 67000 л.с. (на приемных испытаниях показал 89,7 л.с.) , 27 водотрубных котла, 4 винта
Дальность хода: 4200 миль (14 узловым ходом)
Максимальная скорость: 26,5 узла (на приемных испытаниях - 29 узлов)
Вооружение:5х 2х 280мм длинной 45 калибров
12х 1х 150мм длинной 45 калибров
12х 1х 88мм длинной 45 калибров (позже 10 были сняты)
4х 1х подводных 500-мм торпедных аппарата
Авиагруппа:Нет

Линейный крейсер «Зейдлиц» (Seydlitz) построен на судоверфи «Блом и Фосс» в Гамбурге. Конструктивно представляет собой улучшенный проект линейных крейсеров класса «Мольтке», в годы Первой Мировой войны — флагман 1-ой разведывательной группы (контр-адмирал Хиппер) Флота открытого моря. Проект крейсера «Зейдлиц» в германском флоте, это ответ на британские серии линейных крейсеров «Индефатигебл», а следом за ним и «Лайон».

германский Линейный крейсер Зейдлиц

Линейный крейсер «Зейдлиц» перед Первой Мировой войной

В отличие от своих противников броня крейсера «Зейдлиц» была существенно толще, в то время как орудия — несколько меньше по калибру. По мнению германских оружейников (которое в целом соответствовало действительности), их 280-мм орудия, за счет совершенства конструкции, по боевой мощи были примерно равны британским 305-мм. Следовательно освободившийся вес мог быть потрачен на дополнительное усиление брони.

Мера эта была особенно важной, если учитывать, что в британском флоте линейные крейсера должны были воевать с крейсерами противника, в то время как немецкая доктрина, предусматривала применение линейных крейсеров и против крейсеров и против линкоров противника.

чертеж крейсера зейдлиц

Чертеж-схема немецкого линейного крейсера «Зейдлиц»

Боевая карьера линейного крейсера «Зейдлиц» это действительно карьера боевого корабля (что в те времена, уже стало редкостью) — крейсер принял участие во всех крупных операциях Флота открытого моря, успешно сражался у Доггер-банки и в Ютландской битве 31 мая 1916 года, где при его активном участии был потоплен британский линейный крейсер «Куин Мэри».

Больше всего линейный крейсер «Зейдлиц» знаменит своей удивительной живучестью — в том же Ютландском бою корабль получил в общей сложности: 8х 380-мм, 6х 343-мм, 8х 305-мм попаданий снарядами, а также 1 торпеду. Несмотря на то, что вся носовая часть судна почти по палубу ушла под воду («Зейдлиц» принял 5300 тонн воды — это 20% от его водоизмещения!), через 4 дня после боя израненный корабль добрался до базы и впоследствии был полностью восстановлен.

Линейный крейсер Зейдлиц, повреждения

«Зейдлиц» идет с креном и большим дифферентом на нос

Но «Зейдлиц» был не только живучим, но и удивительно везучим кораблем — его переход в совершенно беспомощном состоянии через море, буквально наводненное вражескими кораблями кажется тем более странным, если знать, что за год до Ютланда, в бою у Доггер-банки «Зейдлиц» также был на волосок от смерти. Тогда немецкий крейсер лишившийся обоих кормовых башен, глубоко просевший на корму и потерявший ход, фактически безнаказанно расстреливался британской бригадой линейных крейсеров, и только неверно понятый адмиралом Битти приказ бросать «Зейдлиц» и идти разбираться с куда более слабым и беспомощным «Блюхером», дал немцам возможность уйти.



Крейсер зейдлиц в доке, повреждения

«Зейдлиц» после Ютландского боя — обратите внимание, передняя башня крейсера не уничтожена, а разобрана по прибытии — имея сильный дифферент на нос корабль просто не проходил по фарватеру и его пришлось облегчать

24 ноября 1918 года линейный крейсер «Зейдлиц»  был интернирован на британскую военно-морскую базу Скапа-Флоу, а 21 июня 1919 года затоплен экипажем.

2 ноября 1928 года линейный крейсер «Зейдлиц» был поднят англичанами и в следующем году разобран на металл.

Линейный крейсер Зейдлиц в Скапа-Флоу

Линейный крейсер «Зейдлиц» в Скапа-Флоу