Долгое время я не мог определиться с форматом — фотографий военного времени существует огромное количество, но просто так просматривать эти снимки не интересно, особенно человеку который не особо разбирается в технике или ходе событий. Опубликовав серию снимков посвященных взятию Берлина, я подумал — вот и нашелся отличный формат — к каждому фото прилагается описание. Прилагаемые ниже снимки собраны по тому же принципу — это фотографии «с историей».
Все фотографии увеличиваются при нажатии, совсем темные или светлые снимки подкорректированы в графическом редакторе.
Фотография Марка Маркова–Гринберга. «За родину»
Фото сделано в 1943 году. Сильное фото, даже в «плоском» черно-белом формате оно очень динамичное, эмоциональное. Солдат справа вооружен ручным пулеметом Дегтярева (ДП), а вот вооружение бойца слева вызывает вопросы. По виду ствола и мушке, это явно пистолет-пулеметом ППШ, а вот почему у него магазин не только не дисковый, но и не изогнутый рожковый, а прямой?
Советская промышленность таких не выпускала. Вот немцы баловались тем, что переделывали трофейные ППШ-41 под магазины от своих MP-40 и даже собственный индекс для такого орудия завели — MP-41(r), как раз с 1943 года они состояли на вооружении, например, дивизии СС «Викинг», но тот вариант «модернизации» судя по всему включал и замену ствола. Возможно здесь мы видим какую-то кустарную переделку… ну или фото просто недостаточно четкое.
Бойцы одной из сформированных в Сибири дивизий отправляются на на защиту Москвы.
Снимок сделан в октябре 1941 го. Играет гармонь, солдаты улыбаются и прощаются с провожающими. Однако взгляды и сосредоточенные лица выдают подлинные чувства этих людей — они идут на войну, чтобы остановить врага.
Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 в небе над Украиной
«Пешка», Петляков-2, не только самый массовый советский фронтовой бомбардировщик, но и чрезвычайно грациозная машина. Маневренность и скорость в 580 км/ч вполне позволяли ему не только ходить без истребительного прикрытия, но иногда и самому выступать в этом качестве!
Т-34 образца 1942 года в зимнем камуфляже, с десантом на броне
Танк дымящий на дороге — немецкий Pz VI «Тигр». Т-34-«76» изображенный на снимке вполне мог поджечь такую машину, однако для этого ему необходимо было подобраться на дистанцию в 400 метров — непростая задача, учитывая то, что уже с километровой дистанции «Тигр» мог запросто поджечь советский танк.
Экипаж тяжелого танка КВ-1 под командованием лейтенанта Николая Киндера (справа). 17-я танковая бригада, ноябрь 1941 года
Посмотрите на этих парней — простые лица, они не рисуются, не красуются на камеру. Скорее ждут, чтоб съемка побыстрее закончилась и можно было вновь приступать к своим обязанностям. Всего через две недели их не станет — их головной КВ, и ещё три другие боевые машины, идя по ошибочным разведданным выйдут прямо на замаскированную в лесу артиллерийскую батарею. Обычные снаряды противотанковых немецких пушек того периода не могли пробить броню КВ-1, однако в этот раз, артрасчеты располагали термитными снарядами. Экипажи всех 4-х машин сгорели вместе с танками.
17 Июля 1944 года в Москве состоялся «парад побежденных»
57 000 пленных немцев, в том числе 1227 офицеров, среди которых было и 19 генералов, колоннами, под конвоем бойцов советской армии, прошли по улицам столицы СССР. Это шествие было финалом операции «Багратион», когда войсками 1,2,3 белорусских фронтов была разгромлена нацистская группа армий «Центр» и в плен попало больше 400 000 человек.
Символично, что за марширующими колоннами военнопленных шли поливальные машины и чистили мостовые.
Немецкий офицер осматривает потерпевший крушение истребитель И-16
Судя по всему пилоту удалось посадить горящий самолет на лесную поляну — немудрено, учитывая хорошую маневренность и небольшие размеры этого истребителя. Несмотря на свой немного «игрушечный» внешний вид, И-16 был настоящим боевым самолетом. Успел повоевать и в Испании, и на Халкин-Голе и в Финляндии. Конечно к началу Великой Отечественной он устарел, но устарел не более, чем немецкий «мессершмитт» BF-109 с которым они были погодками. В умелых руках, И-16 по прежнему оставался грозной боевой машиной, но как раз таки «умелых рук» не хватало — по статистике, 40% всех разбитых И-16 приходились на взлет и посадку.
Японские торпедоносцы атакую американский линкор
Снимок сделан 26 октября 1942 года во время боя у Санта-Крус, в ходе которого японцам удалось потопить один из двух американских авианосцев «Хорнэт». Съемка велась с борта линкора «Южная Дакота», зенитчики которой были, судя по всему и неплохими рыбаками — из насчитанных ими 26 сбитых японских самолетов, документально удалось подтвердить от силы 13 штук.
Бой у Санта-Крус был одним из морских сражений нового типа — корабли враждующих сторон так и не увидели друг друга и не вступили в артиллерийскую дуэль. Дело полностью решила морская авиация.
Самоходки Су-76 на улицах Вены, апрель 1945 года
Самоходка Су-76 — простое и по своему изящное боевое решение «на безрыбье». Была у СССР хорошая, но тяжеловатая при транспортировке дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2-мм, и был легкий танк Т-70 — техника надежная, но для борьбы с германскими машинами позднего периода не вполне подходящая. Оставалось только объединить оба решения в одном корпусе, чтоб получить совершенно незаменимую легкую самоходку.
16 марта 1942 года. Первый запуск немецкой ракеты Фау-2.
Прадедушка всех баллистических ракет СССР и США, Фау-2 имела жидкостный реактивный двигатель и применялась немцами для бомбардировки Лондона. Интересный факт — именно Фау-2 это первый рукотворный объект выполнивший суборбитальный полет — в 1944 году её «запульнули» на немыслимую для того времени высоту в 188 км.
источник: за основу взяты фотографии из открытых источников сети интернет. Nекст: armedman.ru