[snip text=»Проект советского полугусеничного бронетранспортёра ТБ-42 на базе ЗиС-42. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»]

Характеристики бронетранспортёра ТБ-42

Полугусеничный бронетранспортёр ТБ-42
Страна: СССР
Тип: Полугусеничный бронетранспортёр
Дата выпуска: 1943 г.
Длинна: 6097 мм
Ширина: 2360 мм
Высота: 2250 мм
Броня, лоб: Нет сведений
Броня, борт: Нет сведений
Броня, башня: Нет сведений
Экипаж: 2 человека + 14 десантников
Двигатель: бензиновый ЗиС-5М, мощностью 76 л.с
Дальность хода: 300 км
Максимальная скорость: 25 км\ч
Масса:~8,5 тонн
Вооружение:1х 7,62-мм пулемет ДП (ДТ) в укладке

На заглавной фотографии изображен макет ТБ-42, единственное, что было фактически построено по этому проекту. Все прочие имеющиеся в сети чертежи и рисунки под названием ТБ-42 являются не более, чем фантазиями на ту же тему, причем в качестве основы использующие даже не собственно бронетранспортер, а легкую САУ ЗиС-41, также созданную на базе полугусеничного грузовика ЗиС-42 

История проекта бронетранспортёра ТБ-42

Бронетранспортеры — то есть боевые машины предназначенные для перевозки и обеспечения укрытия пехотинцев н, были больной темой для армии СССР времен Второй Мировой войны. Когда и танков-то хватает в обрез, бронетранспортеры сразу же отходят на второй план, согласитесь? Кое как удавалось обходится ленд-лизовскими поставками, однако проблема все равно требовала решения, и надо сказать, по мере сил решалась и советскими специалистами.

Задания на проектирование бронетранспортеров выдавались исправно, каждый год, но только в 1943 году появилась возможность всерьез заняться разработкой подобной машины. Одним из таких проектов был бронетранспортер под обозначением ТБ-42, базирующийся на шасси от полугусеничного грузового автомобиля ЗиС-42.

С машины полностью демонтировалась транспортная площадка и кабина водителя, на месте которых предполагалось установить бронированный корпус, внешне схожий корпусом немецких бронетранспортеров типа Sd.Kfz.251\252 «Ганомаг».

Прародитель ТБ-42, полугусеничный грузовик ЗиС-42

Прародитель ТБ-42, полугусеничный грузовик ЗиС-42

Конструкция бронетранспортёра ТБ-42

Все бронелисты устанавливались под рациональными углами наклона, борта были выполнены двускатными. Двигатель защищался капотом с двухсекционными лобовыми жалюзи, а для доступа к агрегатам силовой установки имелось два прямоугольных люка в верхних наклонных бронелистах.

Кабина водителя была отделена от транспортного отсека бронеперегородкой. Обзорность водителю обеспечивали четыре люка закрываемые в боевом положении бронированными крышками: два в лобовом листе и два по бортам. Кроме того, предусмотрели возможность ведения огня из пулемета пехотного калибра типа ДП или ДТ, для чего справа от водителя (под смотровым люком) сделали круглую бойницу.
Транспортно-десантный отсек был рассчитан на перевозку 14 человек или аналогичного по массе груза (около 1500 кг). Над местом каждого солдата имелся прямоугольный люк. Экипаж состоял из 2 человек: водителя и его помощника, также выполнявшего функции пулеметчика.



Ходовая часть ТБ-42, как и на оригинальной машине, состояла из переднего моста автомобильного типа с двумя одинарными колесами. Шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. Также была выполнена защита элементов подвески переднего моста в виде согнутого поддона и кожуха крепившихся к оси.
Гусеничная секция включала две тележки, рамка которых состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, направляющее колесо находилось спереди. Между ними на балансирах подвешивалось четыре опорных катка защищенных металлическим кожухом. Гусеничная лента общей шириной 414 мм представляла собой две резинотканевых ленты толщиной 21 мм и шириной 178 мм каждая, соединённых между собой металлическими накладками.

Макет бронетранспортера ТБ-42. Корпус машины и правда напоминает ганомаг

Макет бронетранспортера ТБ-42. Корпус машины и правда напоминает «ганомаг»

Эксплуатация бронетранспортёра ТБ-42

Проект бронетранспортера ТБ-42 был принят к реализации в начале 1943 года, однако для начала решили построить полноразмерный макет корпуса. «На бумаге» ТБ-42 смотрелся прекрасно, но даже и тут было ясно, что машина будет перетяжелена уже на старте.

Вес брони и оборудования в лучшем случае составит около 500 кг, боевая масса приблизиться к 8500 кг, а это уже далеко выходило за пределы той нагрузки, на которую были рассчитаны двигатель и рама ЗиС-42. Говорить о сохранении прежней проходимости, маневренности и управляемости, тут было нельзя.

Тщательно взвесив все за и против, специалисты главного автобронетанкового управления решили не передавать ТБ-42 в серийное производство и обойтись экспортными поставками, пока не будет создан собственный БТР отвечающий всем имеющимся требованиям.

Первоначально планировалось построить 5 экспериментальных ТБ-42 для фронтовых испытаний, но проект так и не прошел дальше деревянного макета.

САУ ЗиС-41 - более удачливый родственник ТБТР Б-42

САУ ЗиС-41 — более удачливый «родственник» ТБТР Б-42

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет