[snip text=»Российский береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 Берег — характеристики и состав машин»]

Характеристики 130-мм берегового артиллерийского комплекса А-222 «Берег»

130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег»
Страна: СССР/Россия
Тип: Комплекс береговой обороны
Дата выпуска: 1992 г. (1988 г.)
Расчет:7 человек (Центральный пост) 8 (САУ) 4 (Машина обеспечения)
Калибр:130 мм
Длинна: 15,2 м (Центральный пост) 13,0 м (САУ) 15,94 м (Машина обеспечения)
Ширина: 3,24 м (Центральный пост) 3,1 м (САУ) 3,23 м (Машина обеспечения)
Вес: 43,7 тонны (Центральный пост), 43,5 т (САУ).
Скорострельность: 72 выстр/мин
Дистанция стрельбы: 22 км (обнаружение целей - не менее 35 км)
Начальная скорость снаряда:
Боекомплект:

История создания А-222 «Берег»

Наряду с ракетными комплексами береговой обороны, в СССР, а впоследствии и в России, службу несут и артиллерийские комплексы, такие как 130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег». История создания этой артсистемы началась ещё в конце 1970-х г.г.

Предшественниками «Берега» были береговые 130-мм пушки СМ-4, однако к тому времени эти системы, разработанные ещё во время Великой Отечественной, уже не могли считаться наиболее совершенными, да и мобильность их оставляла желать лучшего. Новый комплекс А-222 «Берег» должен был устранить оба недостатка — быть не только эффективнее старой системы, но, что главное — быть мобильным.

К 1980 г. в ЦКБ «Титан» г.Волгоград (главный конструктор проекта — Виктор Александрович Шурыгин) была подготовлена техническая документация на арткомплекс, которую передали производственному объединению «Баррикады» для воплощения наработок «в металле». Однако, перегруженное проектами объединение к созданию А-222 «Берег» так и не приступило. Документацию, после срыва сроков, передали в  РСД-10 «Пионер», однако и здесь хватало текущей работы. В результате, только к 1988 году первый собранный «Берег» приступил к полевым испытаниям, продолжавшимся до 1992 года.

После завершения государственных испытаний, 130-мм береговой самоходный артиллерийский комплекс А-222 «Берег» был принят на вооружение, без нареканий, показав превосходные результаты стрельбы по различным морским и прибрежным целям. До сегодняшнего дня, А-222 «Берег» остается уникальным в своем роде комплексом, по совокупности характеристик не имеющий аналогов в мире.

Профиль машин на шасси МАЗ-543М входящих в комплекс А-222 «Берег»

Профили машин на шасси МАЗ-543М входящих в комплекс А-222 «Берег»

Подвижность комплекса позволяет ему быстро менять дислокацию, контролируя значительно больший, по сравнению со стационарными артсистемами радиус действия, обеспечивая скрытность перемещения и высокую скорость развертывания в боевое положение. Немалую часть этих преимуществ «Берегу» обеспечивают полная автономность, возможность развертывания на любой (в том числе неподготовленной) позиции, а также способность действовать при любой погоде, в не зависимости от времени суток, и даже в условиях постановки противником активных и пассивных помех.

Береговой артиллерийский комплекс А-222 «Берег» был принят на вооружение ВМФ РФ в 1996 году, серийное производство было развернуто в 2003 году.



Состав А-222 «Берег»

В состав артиллерийский комплекса А-222 «Берег» входят:

  • 1х Центральный пост с системой управления стрельбой
  • 6 х САУ с 130-мм орудиями
  • 1-2 Машины обеспечения боевого дежурства.

Основа для всех компонентов «Берега» — шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. использование колесного шасси обусловлено характером применения — по сравнению с гусеничным, оно дает почти двукратный прирост запас хода и трехкратный гарантийный пробег машин. Запас топлива достаточен для перемещения машин комплекса на расстояние в 850 км, со скоростью 60 км/час.

Центральный пост комплекса береговой обороны А-222 «Берег»

Центральный пост комплекса береговой обороны А-222 «Берег»

Центральный пост

Кузов-фургон центрального поста имеет пять отсеков:

  • моторный
  • антенного поста
  • высокочастотный
  • радиооператорский
  • операторский.

В моторном отсеке размещены дизель-электрический источник резервного питания (при отсутствии питания от машины обеспечения или централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания системы управления огнем.

В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей.
При развертывании на неровной местности у кузова-фургона имеются домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, что позволяет развернуть антену даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.

САУ комплекса береговой обороны А-222 «Берег». 130-мм.

САУ комплекса береговой обороны А-222 «Берег». 130-мм.

САУ А-222 «Берег»

САУ имеют по 1х 130-мм орудию в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от Центрального поста, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД.

В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.

Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.

Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия.
Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир.
Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.

Машина обеспечения боевого дежурства, центральный пост и САУ комплекса «Берег»

Машина обеспечения боевого дежурства, центральный пост и 130-мм САУ комплекса «Берег»

Машины обеспечения боевого дежурства А-222 «Берег»

Машина обеспечения имеет:

  • съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем Центрального поста при длительном дежурстве на огневой позиции;
  • топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток;
  • двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава;
  • 4-х местную столовую-комнату отдыха;
  • оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток.

Для организации ближней обороны на крыше машины смонтирована башенная пулеметная установка.

В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или отдельных машин) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.

130-мм САУ на базе МАЗ-543М с орудием в походном положении

130-мм САУ на базе МАЗ-543М с орудием в походном положении

Система управления огнем А-222 «Берег» (БР-136)

Система управления огнем комплекса имеет радиолокационный и оптико-электронный каналы обнаружения и сопровождения целей и обеспечивает круговой обзор надводной обстановки. Автоматически БР-136 позволяет сопровождать до четырех целей, при этом наведение и стрельба артустановок могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации «стволов». После поражения текущей цели БР-136 позволяет мгновенно перенести огонь на следующую захваченную цель. Расстояние от САУ до Центрального поста для эффективного управления стрельбой не должно превышать 1 км по горизонтали и 300 м. по вертикали.

По параметрам движения сопровождаемых целей система управления огнем вычисляет углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.

Каналы управления стрельбой комплекса также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом БР-136 обеспечивает ведение стрельбы САУ как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе «Азимут-дальность» либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика. Результаты стрельб автоматически документируются.

Эта статья входит в группы: • Справочник артиллерииАртиллерия того же периодаАртиллерия России и СССР • Самоходная артиллерия СССР/России

Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет