Сайт рекомендован для аудитории 16+

Таранный истребитель Ba-349 «Наттер»



«Краткая справка: Немецкий реактивный таранный истребитель Ba-349 «Наттер» - фактически, управляемый пилотом реактивный снаряд для охоты на американские «летающие крепости». Чертежи, характеристики, модификации, боевое применение самолета»

Атака Ba-349 на американские «Летающие крепости»

Атака Ba-349 на американские «Летающие крепости» так и осталась фантазией художника

История создания таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

В мае 1944 года Техническим департаментом рейхминистерства авиации Германии были разработаны требования к небольшому дешёвому истребителю ПВО. В ответ на ниж техдиректор «Герхард Физелер верке» Э.Бахем предложил свой проект, представляющий собой самолёта-перехватчика BP-20 «Наттер» вертикального взлета.

Проект был чрезвычайно простой и дешевый, однако на него никто не обратил внимания. Спас положение рейхсканцлер Г.Гимлер, который пообещал изобретателю личную поддержку и всяческое способствование при создании перехватчика. Почти сразу же Бахему был выделен небольшой завод под Вальдзе, а уже в августе 1944 года в рамках «срочной программы истребителя» его BP-20 стали прорабатывать более детально.

Двигатель создавала фирма «Вальтер верке», а модель фюзеляжа постоянно продували в аэродинамической трубе Брауншвейга, получив в итоге характеристики самолёта до скорости М=0,95. Управление самолётом должно было быть на столько простым, что предполагалось использовать лётчиков без специальной подготовки — достаточно было одного инструктажа на земле.

Чертеж таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

Чертеж таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

Старт самолёта должен был осуществляться вертикально с направляющих рельс длиной 24 м при помощи пороховых ускорителей. Через 10 секунд полёта, на высоте около 200 м., ускорители автоматически сбрасывались, а дальнейший полёт шел уже только за счет маршевого жидкостного реактивного двигателя. При этом наведение на цель осуществлялось с земли, и только на расстоянии 1,5-3 км от цели пилот отключал «автопилот» и уже вручную наводил истребитель на цель и выпускал всю «пачку» ракет. Если же ракеты цели не достигали… нужно было резко набрать высоту и с пикирования поразить цель тараном. Нет, конечно же в люфтваффе работали не только садисты, поэтому пилот должен был непосредственно перед столкновением катапультироваться!

Такой вот гуманизм. А ещё хозяйственность — потому что после тарана хвостовая часть с двигателем должна была аккуратно приземляться на парашюте, что позволило бы её использовать повторно.

Вы только представьте себя на месте этого пилота, да и просто поставьте себя на место проектировщика. Бред скажите? А фирме «Бахем верке» была заказана опытная партия из 50 самолётов, получивших обозначение Ba-349, которая была собрана уже через 3 месяца после начала работ.



Первый полёт (планирующий, при помощи самолёта-буксировщика He-111) был совершён под Нюрнбергом в октябре 1944 года (лётчик-испытатель Цуберт). 18 декабря 1944 года была предпринята первая попытка вертикального старта (в беспилотном варианте), закончившаяся неудачей. Но 22 декабря 1944 г. Ba-349 всё же сошёл с направляющих и набрал высоту. После десятка беспилотных стартов 28 февраля 1945 года был осуществлён старт в пилотируемом варианте, окончившийся катастрофой (при этом погиб лётчик-испытатель Л.Зиберт). Последующие 3 пилотируемых старта все-таки оказались удачными и самолёт передали на войсковые испытания.

Таранный ракетоплан Ba-349 «Наттер». Хорошо видны блоки НУРС в передней части

Таранный ракетоплан Ba-349 «Наттер». Хорошо видны блоки НУРС в передней части

Конструкция таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

Таранный истребитель Ba-349 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана цельнодеревянной конструкции (металлическими были узлы управления). Крыло прямое, малого удлинения, неразрезное, однолонжеронное. Профиль крыла симметричный с относительной толщиной 12%. Оперение крестообразное с несущим стабилизатором.

Управление самолетом осуществлялось рулевыми поверхностями, которые составляли часть хвостового оперения. Шасси отсутствовало.

Кабина пилота закрыта фонарём откидывавшимся назад, место пилота оснащено передней и задней бронеперегородками и боковыми откидными панелями.

Силовая установка Ba-349 состояла из жидкостного реактивного двигателя «Вальтер»-509, работающего на двухкомпонентном топливе. Для вертикального старта использовались 4 пороховых ускорителя «Шмиддинг» с тягой по 500 кгс. Предусматривалась их замена на 2 ускорителя «Шмиддинг-533» с тягой по 1000 кг. Топливо размещалось в фюзеляже за кабиной пилота в 2 топливных баках (440 и 190 л). Вооружение — блоки НУРС в носовой части фюзеляжа, закрытые спереди пластиковым обтекателем. Для прицеливания служил кольцевой прицел с мушкой на фюзеляже.

Характеристики Ba-349 «Наттер»

Таранный истребитель Ba-349 «Наттер»
Страна: Германия
Тип: Таранный истребитель
Год выпуска: 1945 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х HWK-509C-1 тягой 2000кгс +4х РДТГ тягой по 500 кгс
Максимальная скорость: 990 км/ч (790 км/ч крейсерская)
Практический потолок: 11500 м
Дальность полета: 57-40 км на высотах 3000-10000 м
Масса пустого: 880 кг
Максимальная взлетная масса: 1769 кг (с ускорителями 2234 кг).
Размах крыльев: 3,95 м
Длина: 6,5 м
Высота: 2,24 м
Площадь крыла: 4,7 кв.м.
Вооружение:24х неуправляемых 73-мм ракет Хеншель He.217 "Фен" или 33х 55-мм ракет R4M, расположенных в носовой части фюзеляжа. Вместо ракет могли устанавливаться 2х 30-мм пушки MK.108 с боекомплектом 30 снарядов на ствол.

Модификации таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

  • Ba-349A (BP-20) — пред серийный, часть самолётов оснащалась ЖРД «Вальтер» HWK.509A-1 (время работы 2 мин.). Изготовлено 50 планёров.
  • Ва-349A-V16 — доработанный прототип с измененной конструкцией хвостового оперения и охлаждаемыми водой газовыми рулями.
  • Ba-349B (BP-20B) — серийный, с ЖРД «Вальтер» HWK.509C-1 (время работы 4 мин.), измененной конструкцией задней части фюзеляжа, сдвинутыми назад стартовыми ускорителями. Изготовлено 3 самолёта.

История службы и применения Ba-349

Всего заводы успели произвести 36 ракетопланов Ba-349 из которых в пилотируемом варианте были испытаны только 7 машин. В апреле 1945 года 10 самолётов Ba-349A были размещены у Кирхейма под Штудтгартом в боевой готовности, для отражения налётов американских бомбардировщиков, однако применить их в боевой обстановке немцы не успели.

Почти все они вместе с пусковыми установками были уничтожены персоналом аэродрома. 3 Ba-349 были неповрежденными захвачены американскими войсками и 1 советскими. Документацию на Ba-349 в 1945 году приобрели японцы (кто бы сомневался), но построить ни одного таранного истребителя не успели.


Источник: Горожанин С., Муратов М. Бахем Ba-349 «Наттер». // Крылья Родины. — 1993. — №12.