Сайт рекомендован для аудитории 16+

Разведывательный самолет «Breguet-19» (Br.19) (Франция)



«Краткая справка: Французский военный самолет «Breguet-19» (Br.19) — первая французская послевоенная разработка в области военного самолетостроения, успешно «долетевшая» аж до Второй мировой войны. История создания, боевое применение, и особенности конструкции Бреге-19»

Разведывательный самолет «Breguet-19» A2

Разведывательный самолет «Breguet-19» A2

Многоцелевой самолет «Breguet-19»

Разработка многоцелевого военного самолёта Br-19 (первоначально Br-XIX) началась в 1920 году в конструкторском бюро фирмы «Сосьете аноним дез ателье д’авиасьён Луи Бреге» под руководством М.Вюллерме. Самолёт предназначался для замены Br-14, и был одной из первых французских послевоенных разработок в области самолетостроения.

При проектировании большое внимание уделялось технологичности конструкции с расчётом на массовое производство. Впервые для производства было разработано большое количество специального инструмента и технологической оснастки. Также большое внимание уделялось проблеме быстрой замены различного бортового оборудования.

В качестве силовой установки «Breguet-19» первоначально рассматривались два двигателя, работающие на один винт, в частности, прототип самолета экспонировался в 1921 году на VII Салоне аэронавтики именно в таком виде: с двумя 8-цилиндровыми двигателями «Бугатти». Однако в итоге из-за проблем с вибрацией от идеи спаренных двигателей отказались и установили 12-цилиндровый V-образный двигатель Рено 12Kb.

Чертеж разведывательного самолета «Breguet-19»

Чертеж разведывательного самолета «Breguet-19»

В марте 1922 года лётчик-испытатель Р.Тьери впервые поднял прототип «Breguet-19» в небо. По результатам первых полётов (ещё до окончания лётных испытаний) было принято решение о подготовке серийного производства.



С самого начала предполагалось строить самолёт в двух вариантах, разведчика и бомбардировщика, с широким выбором типа двигателя. Лётные испытания продолжались до августа 1922 года. После чего последовал заказ от ВВС на 112 самолётов. В тоже время самолётом заинтересовалась Югославия, для ознакомления которой был передан первый предсерийный Br.19B2.

В феврале 1923 года первый прототип принял участие в конкурсе военных самолётов в Мадриде. После победы в конкурсе последовал контракт на поставку самолёта в эту страну и продажа лицензии на производство. Серийное производство на заводе в Велизи-Виллакублэ началось осенью 1924 года. Принят на вооружение ВВС Франции в декабре того же года.

Конструкция самолета «Breguet-19»

Самолет «Бреге-19» конструктивно представлял собой цельнометаллический полутораплан с неубирающимся трехопорным шасси и хвостовым костылём. Основу фюзеляжа составляла ферма из прямоугольных дюралевых труб, стянутая для усиления внутренними расчалками. К ней крепились шпангоуты из алюминиевых сплавов. Более половины длины самолета покрывала гофрированная дюралевая обшивка, остальная часть обтягивалась полотном.

Конструкция верхнего и нижнего крыльев была сходной: два двутавровых лонжерона, ферменные нервюры и полотняная обтяжка по всему размаху. Межкрыльевые стойки из стальных труб были заключены в дюралевые обтекатели и имели наклон назад. Для улучшения обзора на верхнем крыле сделан большой вырез, нижнее крыло (также для улучшения обзора), значительно меньше верхнего. Хвостовое оперение, как и крыло, имело дюралевый каркас и полотняную обтяжку.

Тип двигателя зависел от модификации и страны-заказчика: для Франции — Рено 12Kd, Лорен-Дитрих LD12Db, LD12Eb, Фарман 12W; для Бразилии — Рено 12Kb; для Греции — Испано-Сюиза HS12Hb; для Бельгии — HS12Ha; для Польши и Турции — LD12Eb; для Югославии — LD12Db, LD12Eb, GR9Ab.

Оборонительное вооружение состояло из 3-4 пулемётов калибра 7,62 или 7,69 мм фирм «Виккерс», «Гочкис», «Льюис», «Мадсен». На варианте A2 устанавливались бомбодержатели для вертикальной подвески в фюзеляже 10 бомб по 10 кг. На B2 дополнительно устанавливались держатели для 8 50-кг бомб (или 32 10-кг бомб) в фюзеляже и крыльевые для 4 бомб по 100 кг (или 2 по 200 кг). Оба варианта несли фотокамеру Гомон F-120 (F-26, F-50) и радиостанцию с двойным управлением.

Экипаж состоял из пилота и летчика-наблюдателя (он же бомбардир и хвостовой стрелок).

Характеристики самолета «Breguet-19»

Характеристики самолета «Breguet-19»
Страна: Франция
Тип: Разведывательный самолет/Бомбардировщик
Год выпуска: 1922 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х Lorraine 12Ed, мощностью по 450 л.с.
Максимальная скорость: 214 км/ч
Практический потолок: 7200 м
Дальность полета: 800 км.
Масса пустого: 1,39 тонн
Максимальная взлетная масса: 2,5 тонн
Размах крыльев: 14,8 м
Длина: 9,6 м
Высота: 3,69 м
Площадь крыла: 50 кв.м.
Вооружение: 1x 7,7-мм пулемёт «Виккерс» (синхронный), 2х пулемета «Lewis» на креплении в задней кабине. До 100 кг. бомбовой нагрузки.

Характеристики приведены для «Breguet-19» A.2, одной из первых моделей

Модификации самолета «Breguet-19»

  • Br.XIX — прототип. Изготовлен в варианте A2. Первый полёт в марте 1922 года.
  • Br.19 тип 1925 г. — первый серийный вариант. Отличался увеличенной площадью крыла, зализами в корневой части стоек крыла, конструкцией шасси, отсутствием балансировочного рога.
  • Br.19A2 — разведчик. Бомбовая нагрузка составляла 100 кг.
  • Br.19B2 — лёгкий бомбардировщик. Бомбовая нагрузка составляла 500 кг.
  • Br.19 тип 1926 г. — доработанный. Отличался усиленной конструкцией, увеличенным запасом топлива и масла.
  • Br.19A2 — разведчик.
  • Br.19B2 — лёгкий бомбардировщик.
  • Br.19Ter — дальний разведчик. Отличался двигателем HS12Lb, крыльями и оперением от самолёта «Бидон».
  • Br.19B2/GR — экспортный для Польши. Отличался двигателем LD12Eb. Изготовлено 20 самолётов.
  • Br.19.7 — с двигателем HS12Nb. Отличался изменённой коробкой крыльев.
  • Br.19.8 — югославская вариант Br.19.7. Отличался двигателем R-1820-F56.
  • Br.19 «Гран Рейд» — самолёт для дальних перелётов. Отличался топливной системой, верхним крылом увеличенного размаха. Переоборудовано несколько самолётов.

Французский разведывательный самолет «Breguet-19» A2

Французский разведывательный самолет «Breguet-19» A2

Производство и эксплуатация самолета «Breguet-19»

 

Во Франции в конце 20-х годов «Бреге-19» был основным типом разведчика и лёгкого бомбардировщика. С ноября 1931 года состоял на вооружении эскадрилий ночных истребителей. Вскоре начал выводиться во «вторую линию» и к 1936 году полностью исчез из ВВС. В Бельгии снят с вооружения в 1935 году. В Польше Br.19 в 1936 году начали выводить из строевых частей и к началу 1939 года все списали.

В боевых условиях впервые применён в июле 1925 года во время колониальной войны в Марокко. В 1926-1929 и 1932 годах применялся в боевых действиях между Боливией и Парагваем. В 1930 году аргентинские Br.19 приняли участие в государственном перевороте. Китайские Br.19 воевали против японцев в Манчжурии в 1931-1932 годах. Во время гражданской войны в Испании применялся обоими сторонами.

Французский разведывательный самолет «Breguet-19» в модификации TF «Super Bidon».

Французский разведывательный самолет «Breguet-19» A2

К началу Второй мировой войны «Бреге-19» остались только в Греции и Югославии. Греческие Br.19 в октябре 1940 года бомбили итальянские колонны на албанской границе. В апреле 1941 года югославские самолёты приняли участие в боях против немцев. Около 40 трофейных самолётов немцы и итальянцы передали хорватам, которые до апреля 1944 года использовали их против партизан. Захваченные бойцами НОАЮ в мае 1942 года Br.19 стали первыми самолётами новых ВВС Югославии — они эксплуатировались аж до 1946 года.

Самолет Br.19 выпускался на заводах «Бреге» в Велизи-Виллакублэ, SABCA в Харене (Бельгия), CASA в Мадриде (Испания), «Икарус» в Земуне, «Державна фабрика авиона» в Кральево (Югославия). Производство во Франции продолжалось до 1932 года, в Бельгии — до 1930 года, в Испании — до октября 1935 года, в Югославии — до ноября 1937 года. Лицензию приобрела также японская фирма «Накадзима», но изготовила всего 4 самолёта. Всего было произведено от 2000 до 2700 самолётов.

Французский разведывательный самолет «Breguet-19» в модификации TF «Super Bidon»

Французский разведывательный самолет «Breguet-19» в «рекордной» модификации TF «Super Bidon»

«Бреге-19″ поставлялся в Аргентину (25 самолётов), Бельгию (6), Боливию (15), Бразилию (5), Великобританию (1), Венесуэлу (12), Грецию (30), Испанию (19 + 26 комплектов деталей), Италию (2), Китай (74), Персию (2), Польшу (250), Румынию (120), Турцию (20), Югославию (100). В 1936 году Польша перепродала 20 самолётам испанским франкистам.

Тот же Br-19 TF «Super Bidon» в «рекордной» окраске

Тот же Br-19 TF «Super Bidon» в «рекордной» окраске

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, в том числе по книге Самолёты поля боя Второй мировой войны 1939-1945. — Вып. 8. — М.: «Либри», 1995