Сайт рекомендован для аудитории 16+

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123



«Хеншель Hs.123 - Первый пикирующий бомбардировщик немецких Люфтваффе - «бомбардировщик первого этапа», служивший ровно до тех пор, пока не был доведен до ума пикировщик Ju-87. История создания и боевого применения самолета»

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 мало похож на эталон красоты

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 мало похож на эталон красоты

История создания бомбардировщика Хеншель Hs.123

В сентябре 1933 года министерство авиации Германии объявило конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. Конкурс был двухэтапный: на первом этапе нужно было «вот прямо вчера» создать биплан, от которого не требовалось высоких показателей, кроме, разве что, скорости разработки. А на втором — уже создать действительно новый и современный самолет. Соответственно — машина первого этапа была своеобразной «заглушкой» для ВВС на то время, пока не будет сделано что-то по-настоящему интересное.
Хеншель Hs.123, как раз таки представлял собой пикирующий бомбардировщик «первого этапа». Создавался он параллельно с конкурентом — Fi-98, от компании «Физелеф флюгцойгбау».
Впервые в небо первый прототип пикировщика (Hs.123V1) поднялся 1 апреля 1935 года. По своим параметрам он показал полное превосходство над прототипом Fi-98, был показан в мае официальным лицам в правительстве, а в августе 1935 года прошел испытания на полигоне в Рехлине. После доработок самолёт был запущен в серийное производство летом 1936 года. Принят на вооружение люфтваффе в ноябре 1936 года.
Чертеж пикирующего бомбардировщика Хеншель Hs.123

Чертеж пикирующего бомбардировщика Хеншель Hs.123

Производство Hs.123 осуществлялось на заводах «Хеншель» в Шенефельде и Йоханништале, «AGO флюгцойгверке» в Ошерслебене. До сентября 1938 года было изготовлено 260 самолётов. Поставлялся на экспорт в Испанию и Китай.

Конструкция бомбардировщика Хеншель Hs.123 и основные модификации

Пикирующий бомбардировщик Hs.123 представлял собой одностоечный полутороплан с цельнометаллическим овальным в сечении фюзеляжем типа полумонокок, и обшитыми тканью крыльями. Двухлонжеронное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу N-образными стойками. Нижнее крыло было однолонжеронным.
Шасси трёхопорное, не убирающееся, с хвостовым свободно ориентирующимся колесом. Основные стойки шасси закрыты обтекателями.
Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения BMW.132.

Вооружение состояло из 2 7,92-мм пулемётов MG-17. На подкрыльевых держателях могли устанавливаться 2 20-мм пушки MG-FF. Бомбовая нагрузка состояла из 250-кг бомбы под фюзеляжем и 4 50-кг бомб под крылом. Вместо бомбы под фюзеляжем мог подвешиваться дополнительный топливный бак на 130 л.

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123

Модификации самолета:

  • Hs.123V1 — первый прототип, с двигателем BMW.132A-3 мощностью 650 л.с. и закрытым капотом NASA. Первый полёт 1 апреля 1935 года.
  • Hs.123V2 — второй прототип, с капотом меньшего диаметра и 18 небольшими обтекателями над головками цилиндров. Оснащен 2х синхронными пулемётами MG-17.
  • Hs.123V3 — третий прототип, с двухлопастным винтом изменяемого шага «Гамильтон-Стандарт».
  • Hs.123V4 — эталон для серии. Отличался усиленным центропланом и подкосным стабилизатором. Первый полёт в августе 1935 года.
  • Hs.123V5 — прототип Hs.123B. Отличался двигателем BMW.132J мощностью 910 л.с.
  • Hs.123V6 — прототип штурмовика Hs.123C. Отличался 2 дополнительными пулемётами MG-17 в нижнем крыле, закрытой кабиной пилота, бронезаголовником.
  • Hs.123V7 — прототип с двигателем BMW.132K мощностью 960 л.с.
  • Hs.123A-0 — предсерийный. Выпущена малая серия в июле 1936 года.
  • Hs.123A-1 — первый серийный вариант, с двигателем BMW.132Dc с непосредственным впрыском топлива. Выпускался с августа 1936 года.
  • Hs.123B-1 — модернизированный. Отличался двигателем BMW.132K и металлической обшивкой крыльев.

Характеристики Hs.123A-1

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123
Страна: Германия
Тип: Пикирующий бомбардировщик
Год выпуска: 1935 г.
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1х BMW-132Dc мощностью 880 л.с.
Максимальная скорость: 340 км\ч
Практический потолок: 9000 м
Дальность полета: 855 км
Масса пустого: 1500 кг
Максимальная взлетная масса: 2220 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев: 10,5 м
Длина: 8,3 м
Высота: 3,2 м
Площадь крыла: 24,8 кв.м.
Вооружение:2х 7,92-мм пулемета (оборонительное вооружение), до 450 кг бомбовой нагрузки

Применение бомбардировщика Hs.123

Впервые Hs.123 применён в боевых условиях в декабре 1936 года в Испании в составе легиона «Кондор». В 1937 году самолётами Hs.123 были вооружены 6 групп люфтваффе, 16 самолётов впоследствии передано испанским фашистам.

Начиная с 1938 года начал постепенно выводиться в лётные школы и запасные части и заменяться пикирующим бомбардировщиком Ju.87, да так скоро, что к началу Второй мировой войны осталась только одна штурмовая группа на Hs.123.

Во время войны применялся против Польши, Бельгии, Франции, Греции и Югославии в качестве пикирующего бомбардировщика и штурмовика. На Восточной фронте применялся до середины 1944 года, пока все самолёты не были потеряны в боях.



В 1939 году китайские Hs.123 применялись против японцев у реки Янцзы.

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 - первый германский пикировщик специальной постройки

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 — первый германский пикировщик специальной постройки

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книге Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). - Ч. 4. - М.: ЦАГИ, 1995.