Сайт рекомендован для аудитории 16+

Тяжелый крейсер «Хьюстон» (СА-30)



История службы

«Хьюстон» (Houston, СА-30) — флагман 5-го оперативного соединения Азиатского флота США. Азиатский флот — соединение в чью зону ответственности входила юго-восточная Азия и её акватория.

Несомненно «Хьюстон» был очень удачным проектом сочетавшим мощное вооружение и отличную скорость, с безупречно красивым внешним видом. К декабрю 1941 года, «Хьюстон» уже серьезно нуждался в капитальном ремонте и модернизации, не в полной мере отвечая современным требованиям (в частности, на крейсере отсутствовал радар), однако, свой флаг главнокомандующий Азиатского флота адмирал Харт держал на нем.

Тяжелый крейсер "Хьюстон" в Сан-Педро, Калифорния, 18 апреля 1935 г.

Тяжелый крейсер «Хьюстон» в Сан-Педро, Калифорния, 18 апреля 1935 г.

Боевое крещение «Хьюстон» получил 4 февраля 1942 года. В составе группы кораблей он был атакован японскими бомбардировщиками и получил прямое попадание в кормовую башню главного калибра. Башня была полностью уничтожена, взрыв унес жизни 48 моряков её расчета, ещё 50 человек получили ранения. Немалую роль в этой катастрофе сыграло и то, что снаряды зенитной артиллерии крейсера  просто не разрывались.
Несмотря на серьезное повреждение (башня совершенно не подлежала восстановлению), крейсер не был отправлен на ремонт, в этих водах его нечем было заменить. Следующие две недели крейсер водил транспортные конвои, и его работа в качестве прикрытия от авиации противника (вместо дефектных штатных, «Хьюстон» использовал снаряды с крейсера «Бойс», до этого отправленного в штаты на ремонт) была очень высоко оценена командами беззащитных транспортов.

16 февраля, «Хьюстон» буквально закрывал собой транспорты от атак бомбардировщиков, ведя эффективный заградительный огонь, сбив до семи бомбардировщиков противника, и добившись того, что японцам не удалось даже подойти к конвою. Матросы спасенных судов наблюдавшие за боем с палуб кораблей кричали «ура!» когда он проходил мимо их ордера.

19 февраля случилось переломное событие: адмирал Харт, до этого командующий объединенными силами союзников в юго-восточной Азии, был замещен вице-адмиралом Хельферихом. Если Харт старался беречь крейсер, прекрасно осознавая, что для боя с серьезным противником он в данный момент не годится, Хельферих первым же приказом направил корабль в самое пекло — в Сурабаю.

26 февраля 1942 года поступила информация, что японский флот идет к Яве. В ситуации, когда любой другой командующий отдал бы приказ об отходе корабельных соединений (японцы имели в этом районе одних только линкоров около 10 штук, в то время как в союзном соединении, «Хьюстон», даже с учетом выведенной из строя башни, оставался одним из самых сильных), Хельферих выставил свои силы для линейного боя. Сражение в Яванском море окончилось полным разгромом союзников, японцы использовали до 4-х тяжелых крейсеров, обладали подавляющим преимуществом в эсминцах и в целом действовали куда более разумно, чем силы ABDA. «Хьюстон» отошел в Таджунгприок, на дозаправку. Команды крейсера и других уцелевших кораблей приняли решение прорываться в Индийский океан.

Выйдя в море 28 февраля, «Хьюстон» и «Перт» вошли в Зондский пролив и… оказались в самой гуще десантной операции японского флота. Около часа два крейсера вели бой, пока под натиском многократно превосходящих сил противника, не сгинули в водах океана. Вместе с кораблями из этого сражения не вернулась половина команды «Перта» и почти 2/3 команды «Хьюстона» (на борту находилось 1087 матросов и офицеров, из них погибли 721, остальные попали в плен). Последний бой этих двух крейсеров — яркая страница истории военно-морского флота. Только из официальных потерь японцы признают:

  • Грузо-пассажирский пароход «Сакура-мару», 7170 т
  • Грузо-пассажирский пароход «Такусима-мару», 5975 т
  • Грузо-пассажирский пароход «Хораи-мару», 9192 т
  • Тральщик «W-2»

Также сильно повреждены:



  • Танкер «Цуруми»
  • Эсминец «Сикинами»
  • Эсминец «Харукадзе»
  • Эсминец «Асагумо»
  • Эсминец «Кину»

К неподтвержденным потерям относятся ещё 2 эсминца и авиатранспорт.

Характеристики

Относился к серии » Нортхэмптон» (6 кораблей). Вступил в строй в 1930 году. Стандартное водоизмещение 9050 тонн, полное — до 12 000 тонн, длина 183 м, скорость 32,5 узла.

Вооружение — девять 203-мм орудий в трех башнях, четыре 127-мм универсальных пушки, два трехтрубных торпедных аппарата 533 мм, две катапульты, четыре гидросамолета.

ПВО: 4 счетверенные зенитные установки 28 мм, 8 пулеметов калибра 12,7 мм.

Бронирование — пояс 76 мм, палуба 25 мм, башни и барбеты до 65 мм. Экипаж 621 человек.