Содержание Характеристики кавалерийского танка SOMUA S-35 |
|
---|---|
Страна: | Франция |
Тип: | Кавалерийский танк |
Дата выпуска: | 1935 г. |
Длинна: | 5,28 м |
Ширина: | 2,1 м |
Высота: | 2,7 м |
Броня, лоб: | 36 мм |
Броня, борт: | 35 мм |
Броня, башня: | 46-56 мм |
Экипаж: | 3 человека |
Двигатель: | SOMUA V-8, мощностью 190 л.с. |
Дальность хода: | 32,2 км/ч |
Максимальная скорость: | 32,2 км/ч |
Масса: | 20,3 т |
Вооружение: | 1х 47-мм SA-35 (118 снарядов), 1х 7,5-мм Model 31 (1250 патронов) |
[snip text=»Французский кавалерийский танк S-35 SOMUAвремен Второй Мировой войны. Характеристики, история создания и боевого применения.»]
История создания кавалерийского танка SOMUA S-35
26 июня 1934 года армейским командованием были утверждены требования для разработки «кавалерийского» танка для французской армии: вооружение 25-мм или 47-мм пушка, броня 40 мм, экипаж три человека, запас хода до 200 километров по шоссе или пять часов хода по пересеченной местности, скорость 30 км/ч, масса 13 тонн.
12 октября 1934 г. проект такого танка был представлен фирмой Sosiete d’Outillage Mechuigue et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA) на рассмотрение службы вооружения кавалерии. Не дожидаясь принятия решения, SOMUA приступила к изготовлению опытного образца, который был готов 14 апреля 1935 года.
С 4 июля по 2 августа 1935 года машина, получившая обозначение АС-3, прошла первый этап испытаний, на которых танк был признан неудовлетворительным. С 15 октября по 17 декабря прошел второй этап испытаний доработанного образца АС-3, также закончившийся неудачно.
Несмотря на это, к 26 марта 1936 года фирма SOMUA изготовила первую партию из 50 танков, которые были переданы в войска.
Машина получила официальное обозначение «Char 1935 S», хотя больше она была известна как кавалерийский танк SOMUA S-35.
Впрочем, несмотря на «отмашку» и начало производства, S-35 все ещё не удовлетворял военных. Финальный этап испытаний закончился только 3 марта 1937 года, и по их результатам S-35 вновь был существенно переделан: изменениям подверглись трансмиссия, гусеницы и система вентиляции боевого отделения. Только в апреле 1938 года S-35 наконец-то успешно прошел все испытания и поступил в серийное производство. Несмотря на затянувшуюся доводку, на момент вступления Франции во Вторую Мировую войну S-35 был вполне современным, и по-крайней мере не уступал основным немецким танкам типа Pz.II и Pz.III.
Броня S-35 вполне успешно справлялась со снарядами наиболее распространенной 37-мм немецкой противотанковой пушки, а собственные снаряды способны были справится с любой немецкой бронетехникой того же периода. Другое дело, что (по воспоминаниями генерала Шарля де Голля) даже накануне боевых действий командиры далеко не всех S-35 хотя бы раз стреляли из танковой пушки, а механики-водители имели водительский стаж больше 4-х часов.
Всего было произведено 900 шт танков S-35 SOMUA.
Эксплуатация и боевое применение кавалерийского танка SOMUA S-35
По состоянию на 2 сентября 1939 года было изготовлено всего 270 танков S-35 SOMUA, из которых 191 находился в войсках, 55 на складах и 24 на заводе. К началу французской кампании 1940 года S-35 имелись на вооружении 4-го кирасирского и 18-го драгунского полков, 13-го и 29-го драгунских полков, 1-го и 2-го кирасирских полков.
В боях во время французской кампании танки S-35 ничем особенным себя не проявили. Они превосходили все немецкие танки по броневой защите и вооружению, были на равных по скорости и подвижности, но сильно проигрывали немцам из-за отсутствия радиостанций и плохой подготовки экипажей.
После капитуляции Франции, 297 танков S-35 под обозначением PzKpfw 35S были включены в состав танковых частей вермахта. Танки были подвергнуты модернизации: на них устанавливали немецкие радиостанции FuG 5 и командирскую башенку с двустворчатым люком. Кроме того, был добавлен четвертый член экипажа — радист, а заряжающий переместился в башню, где теперь размещались два человека (командир и заряжающий).
S-35 главным образом поступали на укомплектование танковых полков и отдельных танковых батальонов. Большая часть этих подразделений дислоцировалась во Франции и служила резервом для пополнения танковых частей вермахта.
Некоторое количество танков SOMUA немцы использовали для борьбы с партизанами и охраны тыловых объектов, 60 штук были переоборудованы в артиллерийские тягачи (на них демонтировали башню и верхнюю переднюю часть корпуса), а 15 машин поступили на вооружение десантных групп бронепоездов вермахта.
15 сентября 1941 года немцы передали своим союзникам итальянцам 32 танка S-35. Они были сведены в 200-й батальон средних танков, дислоцировавшийся на острове Сардиния. В начале 1943 года батальон был расформирован, информации о дальнейшей судьбе танков нет.
В 1943 году 6 танков SOMUA были переданы немцами Болгарии, где их включили в состав бронетанковой бригады, сформированной 1 октября 1943 года. В сентябре 1944 года эти танки были возвращены немцам, которые отправили их для борьбы с югославскими партизанами.
В 1942 году для испытаний два танка получила Венгрия.
С воссозданием французского государства в 1944 году была образована 1-я французская армия, в которую влились войска французских внутренних сил (FFI), освобождавших страну. Танковые полки FFI были частично оснащены отбитой у немцев французской техникой. Например, 13-й драгунский полк, сформированный 7 октября 1944 года, имел в своем составе один эскадрон из 17 танков SOMUA. В январе — апреле 1945 года эти танки участвовали в боях по ликвидации группировки немецких войск в районе Руайна.
Конструкция кавалерийского танка SOMUA S-35
Корпус французского танка S-35 SOMUA изготавливался из четырех литых броневых деталей: двух нижних, образующих «башмак», в котором монтируются все агрегаты танка, и двух верхних — носовой и кормовой. Между собой все эти детали соединяются при помощи болтов.
Башня танка литая, шестигранная, толщина брони 45 мм с наклоном в 21 градус. В передней части башни установлены 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет Chatelleraut. Стрельба из пушки и пулемета ведется прямой наводкой с помощью телескопического прицела, установленного слева от орудия.
Посадка и высадка экипажа S-35 SOMUA осуществлялись через люк в левом борту корпуса и дополнительный люк в кормовой части башни. Также в полу боевого отделения имелся люк для экстренной эвакуации. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии мог осуществляться через люки в крыше моторно-трансмиссионного отделения, а также бортах и корме корпуса. Для полного технического обслуживания или замены этих агрегатов требовалось полное снятие всей кормовой верхней части корпуса.
Вентиляция моторно-трансмиссионного отделения осуществлялась через решётки в крыше. Танки первой серии имели также бронированные решётки в бортах кормовой части корпуса, ликвидированные на последующих машинах для повышения снарядостойкости.
В передней части боевого отделения у правого борта предусматривалось место для установки радиостанции, но во французской армии танки SOMUA их так и не получили.
Ходовая часть кавалерийского танка S-35 состояла из девяти одиночных необрезиненных опорных катков малого диаметра, ленивца, ведущего колеса, двух поддерживающих роликов и двух направляющих полозьев, поддерживавших верхнюю ветвь гусеницы, на один борт. Восемь катков из девяти были сблокированы по четыре в две тележки, каждые два катка объединялись на концах балансиров, которые, в свою очередь, крепились шарнирно на других балансирах, сблокированных на шарнирах попарно по «ножничной» схеме с горизонтальной листовой рессорой.
Кормовой каток имел индивидуальную подвеску на отдельном рычаге, с подрессориванием наклонной цилиндрической пружиной. На передней тележке подвески также имелся масляный амортизатор.
Источник: armedman.ru, Автор: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет